Руна Эйваз, «тис», хранит в себе силу самого таинственного из всех магических деревьев, известных германским народам. Это вечнозеленое дерево, занимавшее столь важное место в мировоззрении германцев, — не что иное, как тис; именно из тисового дерева чаще всего вырезали магические жезлы и талисманы. Как Иггдрасиль, великая опора всей вселенной, тис — и впрямь дерево магии, заключающее в себе суть всех рун. Если рассматривать Мировое древо с такой точки зрения, то открывается один из смыслов посвятительного испытания, в результате которого Один добыл руны: только сила тиса помогла Одину постичь руны — ключи ко всему сущему — во всей их полноте. Как поворотная точка рунического круга Эйваз таит в себе весь футарк. Эйваз — «грубое, твердое дерево» и, вероятно, самая сложная для понимания из всех рун. Это «хранитель огня», то есть сокровенного, но всеобъемлющего могущества рунической мудрости. Если Йера олицетворяет взаимодействие противоположностей и плавное, постепенное развитие осознания, то Эйваз символизирует полное слияние противоположностей и молнию откровения, озаряющую нас под конец инициации. В народе тис известен как дерево смерти; его и по сей день сажают на кладбищах. Согласно одному народному поверью, тис может захватывать души умерших в ловушку. Это примитивная форма гораздо более глубокого таинства — основополагающей мистерии руны Эйваз и, можно предположить, последней неизреченной тайны Одина. На самом простом уровне толкование тиса как символа смерти связано с тем, что это дерево чрезвычайно ядовито. Тисом можно отравиться насмерть, и даже просто сидеть или лежать под ним опасно: он испускает ядовитые газы. Но, как известно любому алхимику или магу, ядовитость — свидетельство силы. Алхимики используют яды для изготовления лекарств, а в магии должным образом приготовленный яд служит для посвящения и обретения бессмертия, причем эффективность его зависит не только от способа приготовления, но и от самого изготовителя.
Сила жизни проявлена в тисе ничуть не слабее, чем сила смерти. Это вечнозеленое дерево, выживающее там, где другие деревья гибнут, — но яд, которым он напоен, не дает человеку заимствовать его бессмертие. В этих качествах наглядно отражено то слияние жизни и смерти, которое и составляет силу Эйваз. Посвящение, которое Один прошел на тисовом древе, — это посвящение смертью, благодаря которому обретается власть и над смертью, и над жизнью: из мира мертвых Один возвращается самым могущественным из богов. Эйваз в том виде, в каком она фигурирует Старшем футарке, в Младшем футарке отсутствует. Судя по всему, эта руна использовалась не как буква для письма, а почти исключительно как магический знак, — в отличие от остальных рун, которые применялись и в письменности, и в магии. Размышления о природе этой руны вынуждают нас отвергнуть вывод фон Листа, утверждавшего, что последняя тайна «Речей Высокого» выражается либо в свастике, либо в ее суррогате — руне Гебо (von List, Guido,TheSecretofRunes. Tr. Stephen Flowers. Pp. 62—64). В Младшем футарке всего 16 рун, а в «Речах Высокого» приводится 18 заклинаний. Таким образом, в период создания «Речей Высокого» какие-то две из рун Старшего футарка еще оставались в употреблении как магические знаки (но не как буквы), либо же к 16-рунному ряду добавлялись еще два каких-то знака. Относительно последнего заклинания Один говорит: Восемнадцатое ни девам, ни женам сказать не смогу я, — один сбережет сокровеннее тайну, — тут песня пресеклась — откроюсь, быть может, только жене [букв.: «той, кто лежит в моих объятиях». — Пер.] иль сестре расскажу. - «Речи Высокого», 163.
Иными словами, Один сначала заявляет, что не откроет этого заклинания ни единой женщине; но затем говорит, что может поведать его «той, кто лежит в его объятиях» — некоей таинственной возлюбленной, которую нельзя назвать ни «девой», ни «женой». Далее следует намек на кровосмесительную связь с сестрой, несмотря на то что у Одина сестры нет. Разгадка же в том, что бог здесь утверждает в себе синтезирующий принцип руны Эйваз: возлюбленная/сестра Одина — это его собственная женская составляющая, которая не проявлена в независимой от него физической форме и, следовательно, не может быть названа ни «девой», ни «женой», но, тем не менее, «лежит в объятиях» Одина и связана с ним кровной связью, как сестра. Возможно, именно эту тайну — тайну руны, которую «никто не узнает» («Речи Вафтруднира», 55), — Один и шепнул на ухо мертвому Бальдру. Эйваз — это сила бессмертия, предстающая не как бегство от смерти, а как принятие смерти и слияние ее с жизнью, столь наглядно и разносторонне выраженное в образе тиса. Это руна воли, переживающей смерть и возрождающейся снова и снова; руна жизни, что сокрыта в смерти, подобно тому как под грубой и холодной корой тисового дерева скрывается огонь. Это та руна, при помощи которой Лив (жизнь) и Ливтрасир (непоколебимая воля к жизни) находят себе убежище в корнях Иггдрасиля в день Рагнарёка, чтобы затем возродить род человеческий на обновленной земле. Это символ перерождения силы и памяти по смерти физического тела. Благодаря этой руне Бальдр, таившийся до поры под защитой Хель, выводит себя и своего брата Хёда к новой жизни после Рагнарёка. Эйваз — это ствол Иггдрасиля, соединяющий Хель с Асгардом. В корнях его обитает дракон Нидхёгг, а на вершине — орел. Настоящий витки черпает ресурс и из корней, и из вершины Мирового древа в равной мере, соединяя — подобно самому Одину — энергии света и тьмы в единую могучую силу.
Кроме того, эта руна связана с Уллем — богом зимнего неба, обитающим в Идалире, «Долине тисов». Оружие Улля — тисовый лук. Этого бога призывают на помощь для защиты бойцов в поединках. Магические посохи и жезлы из тисовой древесины делали и потому, что тис — это всеобъемлющее дерево рунической инициации, и, вероятно, потому, что заклинания, пропущенные через тисовый жезл, должны были устремляться к цели столь же мощно и точно, как стрела, выпущенная из тисового лука. При помощи Эйваз можно и отправлять послания вверх или вниз по Мировому древу, и путешествовать по его стволу самостоятельно. «Иггдрасиль» в буквальном переводе означает «конь Игга» (Одина); виселицу же называли «конем повешенного». С помощью этой руны можно, подобно Одину, беседовать с умершими, получать от них мудрые советы или даже призывать их на помощь в час великой нужды, когда все прочие средства бессильны. В «Старшей Эдде» описывается, как Одину пришлось отправиться на могилу великой провидицы, погребенной у восточных ворот Хельхейма, и заклинаниями вызвать ее дух, хотя обратный путь из мира мертвых оказался для нее нелегким («Сны Бальдра», 5). И путешествие такого рода, и вызывание духа относятся к сфере действия Эйваз. Эта же руна может защитить вас, когда вы покидаете пределы гарда: Эйваз — подвижный щит, в отличие от неподвижного круга руны Отала. Вынуждая умерших возвращаться в Мидгард, заклинатель неизбежно навлекает на себя их ярость, как повествует о том сага о Хаддинге из «Деяний данов»: духи мертвых, вызванные колдуньей, разрывают ее на части, несмотря на все ее могущество. Вредоносные свойства Эйваз как руны смерти и власти над умершими понятны без объяснений. Эйваз укрепляет волю. Это та сила, которая позволяет сохранять память и устремление к цели даже после смерти и перерождения, и с ее помощью можно призвать силу и мудрость из своих прошлых воплощений. Учиться можно не только у других людей, умерших до вас, но и у тех умерших, которыми когда-то были вы сами, — у тех, чьи знания и силы сокрыты в вашей собственной душе. В физическом теле Эйваз проявляется как огонь, заключенный в позвоночном столбе, — как сила кундалини. Управляемый оргазм — это власть одновременно и над продолжением жизни, которому служит половой акт, и над личной смертью, символически проявленной и в экстатической потере сознания, и в выплеске жизненной силы, которыми сопровождается оргазм.
В ритуальном контексте Эйваз — это руна инициации через смерть. Кроме того, она соответствует посоху (который, в свою очередь, символизирует несгибаемую волю мага, пронзающую все миры, от наинизшего до наивысшего, и заключающую в себе весь спектр его магических возможностей) и жезлу. Можно использовать ее и как щит, особенно в магических поединках; в подобных случаях можно также призывать на защиту Улля. Не следует забывать и о том, что одна из величайших способностей руны Эйваз — защита души от всех невзгод и превратностей судьбы. Эйваз управляет глубоким, мощным и внезапным преображением на всех уровнях. С ее помощью можно и запасать силу, и направлять ее к цели. Из камней с этой руной хорошо сочетается дымчатый кварц, в котором, как и в горном хрустале, отражена структура Мирового древа, аналогичная руне Хагалаз, но вдобавок присутствует еще и тайный огонь естественного излучения, из-за которого кристалл темнеет и обретает свою преображающую силу. Дымчатый кварц используют также для подъема энергии по позвоночному столбу и для управления силой кундалини.