Проникнуть в суть этой руны очень нелегко. Эйваз учит нас, что во всем сущем есть органическая составляющая. В магии используются различные хранилища энергии, и важно понимать, что все они имеют органическую природу. Дерево само по себе не вырастет: ему нужно откуда-то брать питательные вещества. Точно так же обстоит дело и с магическими системами. Многие новички приходят в магию с уверенностью в том, что энергия есть повсюду — достаточно просто протянуть руку и взять, сколько захочется. Но Эйваз заставляет понять, что всякий сосуд энергии — это в своем роде живой организм: он тоже нуждается в питании, и его запасы необходимо пополнять. Нельзя все время только брать, ничего не давая взамен. И руна Эйваз учит нас использовать ресурсы (в том числе и наши внутренние резервы) разумно и дальновидно. Если мы не будем заботиться о себе, то довольно скоро наши запасы истощатся. С помощью Эйваз можно научиться соблюдать равновесие между работой и отдыхом не только в быту, но и в шаманской практике и сейде. Из какого бы источника вы ни черпали силу, рано или поздно наступит время, когда об этом источнике придется позаботиться, восстановив его резервы. При всяком очередном обращении к руне Эйваз она показывает нам какую-то новую часть Древа. Всякий раз она открывает нам новые смыслы, новые причины и цели. И каждое новое место, в которой приводит нас Эйваз/Иггдрасиль, помогает нам понять нечто новое о самих себе и о том, как устроены наша душа и дух. Эта руна связывает воедино все миры и всё сущее в них. И в ней чувствуется огромное напряжение: она постоянно натянута, как струна. Что это такое? Предчувствие великой муки, охватившее Одина в первый миг Его испытания на Древе, или, быть может, то ощущение опасности, которое так часто возвещает о приближении божества? Я не знаю. И то, и другое? Ни то, ни другое? Не знаю. Но временами Эйваз бывает очень суровой и мрачной. Боги и богини, связанные с руной Эйваз: Один.Прочие ассоциации: земля, огонь, тис, Иггдрасиль, мировая ось, орел.
2. Из заметок в блоге Эйваз — очень сложная руна. Очевидно, конечно, что она связана с Иггдрасилем, мировым древом; но одной этой ассоциацией ее смысл далеко не исчерпывается. Обычно ее толкуют как руну инициации, смерти и возрождения, что снова возвращает нас к символике Иггдрасиля. Один висел на Мировом Древе девять дней и девять ночей, терпя ужасные муки. Некоторые провидцы говорят, что под конец этого испытания Он умер и только благодаря этому смог завладеть рунами (или оказаться в их власти) и вернуться с ними в мир живых. Таким образом, Эйваз связана с добровольным самопожертвованием, но не так, как Тейваз/Тюр: это жертва не ради общины, не ради других, а исключительно ради того, чтобы обрести в своем духовном путешествии нечто важное и ценное. Это самопожертвование ради личной силы и личной мудрости… и ради магии. Один не раз приносил такие жертвы — испытанием на Древе дело не ограничилось. Он отдал глаз за глоток воды из Источника мудрости и претерпел немало других страданий в поисках знания и силы. Итак, руна Эйваз как Мировое древо неразрывно связана с Одином. Само название этого древа, «Иггдрасиль», означает «конь Игга», а «Игг», то есть «ужасный», — это одно из имен Один. Мировое древо — не только виселица Одина, но и Его «конь», верхом на котором Он промчался по всем мирам и достиг того тайника, в котором хранились руны. Эта мистерия — средоточие руны Эйваз.
Думая об этой руне, я вспоминаю о корнях и о том отрывке из «Речей Высокого», где повествуется об испытании Одина и где говорится о «дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых» [138]. Смысл этих строк и значение руны Эйваз я толкую на нескольких уровнях. Во-первых, имеется в виду, что в поисках своего истинного «я» необходимо отбросить все несущественное и полностью сосредоточиться на том фундаменте, который ляжет в основу здания нашей духовной жизни. Во-вторых, наши корни — это знания и, в первую очередь, плоды самопознания. Без твердой опоры на эти корни мы не устоим. В-третьих, необходима тесная связь между корнями и всеми остальными частями нашего «я» и нашей жизни: «как наверху, так и внизу». Можно превратиться в настоящий кладезь магических и духовных знаний, но если мы при этом не сможем выживать в обыденном мире, все эти сокровища духа не принесут пользы. Все мы созданы для жизни в этом мире, среди людей, и если мы не сможем выполнять это предназначение, от магии не будет никакого проку. Далее, Эйваз — это руна упрямой стойкости, но не внешней, а внутренней, глубинной. Она учит нас преодолевать внутренние препятствия на пути личного развития (в отличие от Тейваз, которая обычно направлена на некую внешнюю цель или связана с интересами общины). «Знаю, это нелегко, — говоритона. — Знаю, это больно. Возможно, я этого не выдержу. Но… я — не — сдаюсь! Вперед!» В этом отношении у Эйваз немало общего с Наутиз, за тем лишь исключением, что Наутиз мы редко выбираем по доброй воле. Наутиз — это та сила, которую мы призываем лишь в миг отчаяния, когда никакого другого выхода уже не остается. Эйваз — другое дело: в область этой руны мы вступаем добровольно и с открытыми глазами. В одной из своих ипостасей Эйваз помогает выстоять во враждебном окружении, среди недоброжелателей и сплетников. Если вы призовете ее на помощь в такой ситуации, за вами встанет исполинская мощь Мирового древа, против которой окажутся бессильны все ваши враги. Эйваз поможет вам выстоять и отразить все нападки.
Что касается традиционной ассоциации Эйваз с тисом, то относительно того, к какой породе принадлежит Иггдрасиль, единого мнения нет. Одни мастера рун считают, что это тис (как дерево смерти и преображения), другие утверждают, что это ясень, третьи — что он сочетает в себе свойства обоих этих деревьев. Лично мне кажется, что он может менять свой облик по желанию. В магическом отношении тис — невероятно могущественное дерево. Это дерево смерти и дерево посвящения. Он очень ядовит и относится к числу самых долговечных деревьев. Из его древесины получаются великолепные луки, и это оружие иногда тоже связывают с руной Эйваз. Магия тиса — это магия грамотного обращения с силой. Тис — мудрый наставник, который учит нас не злоупотреблять силой и не допускать, чтобы она превратилась в яд, а также не пытаться искать коротких путей к обретению силы (не случайно испытание Одина на Древе длилось так долго!). «Делай, что должен, — говорит нам руна Эйваз, — но за все, что ты сделаешь, придется платить. Это тоже часть пути к силе». Войдя в сферу Эйваз, повернуть назад уже невозможно. Есть только один путь — насквозь. И в гадании эта руна нередко указывает на ситуации именно такого рода. Она советует набраться терпения и держаться стойко. Обратной дороги нет. В духовном смысле это — нисхождение в мир Хелы, смерть всего старого и отжившего, шаманская смерть и наведение мостов между двумя состояниями бытия. Кроме того, эта руна учит распознавать духовные яды и бороться с их влиянием. Она показывает, как опасна гордыня — самый смертоносный из всех ядов. Она помогает увидеть общую картину происходящего и понять не только наше место в этой картине, но и то, в каком направлении следует двигаться для того, чтобы применить нашу силу как можно более эффективно. И тис, и Эйваз олицетворяют силу истины и те потайные, темные истины, скрытые в глубинах нашей души, признавать которые нестерпимо мучительно. Магия двух этих духов — дерева и руны — помогает вывести подобные истины на свет, посмотреть им в глаза и никогда уже больше не забывать об их существовании. Эйваз показывает нам, кто мы такие и кем мы можем стать… если принесем подобающие жертвы.
Эйваз/Эох: Защитник или Молодой Муж Эйваз — муж Манназ, молодой жены на сносях, и защитник их будущих детей. Высокий, крепкий, с открытым, честным лицом, он вооружен лишь тисовым посохом — одновременно и оружием, и символом его мужественности. Тюр сражается ради чести и служит всему племени, Торн выплескивает в битвах свою ярость, Альгиз защищает свою территорию, но Эйваз, в отличие от них, поднимает свой посох лишь против тех, кто угрожает его любимым. Он собственным телом закрывает своих родных и близких от врага, потому что любит их так сильно, что готов за них умереть. Однако единственное, чего он желает на самом деле, — это счастье и довольство в доме. Только это и занимает все его помыслы; битва для него — не повод стяжать славу, а лишь временное препятствие на пути к очередному счастливому дню в теплом семейном кругу. Он простодушен, но непоколебимо верен; он не столько воин, сколько любящий муж и отец. Он стоит на пороге зрелости, но все еще сохраняет юношескую невинность. Как и его жена, он особенно любит Мидгард, потому что его обитатели нуждаются в защите больше других 2. Из статьи "Путехождение с рунами" Эйваз, или Эох, — это Руна Ясеневого Посоха, одна из двух рун, которыми я пользуюсь для защиты в путехождениях. От того, в каком направлении ее чертить, зависит многое. Если продвигаться снизу вверх, то формируется защита более «наступательного» свойства, а если сверху вниз — то чисто оборонного. Действует она в основном так, что существо, наткнувшееся на нее, спотыкается и падает. Можно защитить с ее помощью определенный участок земли, чтобы любой, кто нарушит границу, оступился и упал, а можно и наложить ее непосредственно на противника. Она не причинит ему вреда до тех пор, пока он не попытается к вам приблизиться, — в отличие от руны Тюр, это не наступательное оружие. Если вырезать Эйваз на дереве или разместить несколько таких рун вокруг обороняемого участка, то всякий, кто забредет в это место, будет спотыкаться на каждом шагу, пока не выберется за пределы защищенной территории. Чтобы установить по-настоящему надежную границу, я сочетал Эйваз с Альгиз, а чтобы получить комбинированное оборонительно-наступательное оружие — Эйваз с Тюр. Чертится Эйваз сложенными вместе указательным и средним пальцами, снизу вверх. Ее цвет — черный.
Толкование Яна Фриза Руны Эйваз, Эох и Ир составляют единую группу. Значения их во многом пересекались и смешивались друг с другом, порождая известную путаницу. Древнеанглийская руна , обозначающая осоку, в скандинавских системах (а также в руническом манускрипте из монастыря Санкт-Галлен) фигурирует в перевернутом виде () и обозначает тисовое дерево. В то же время, в скандинавских системах трактуется как руна «человека» (хотя изначально таковой считалась ). Более того, в древнеанглийской рунической поэме тис обозначается совершенно другой руной — (é) германского футорка. Точной уверенности в ее звучании нет: возможно, эта руна произносилась приблизительно как ä в современном немецком, а возможно — как dg («дж») или даже sh («ш»). Ясно одно: соответствовавший ей звук не был обычным e. Итак, что мы имеем? Древнеанглийские = «осока», = тис, = человек. Древнескандинавские = тис, = человек (эта же версия встречается в рукописи из Санкт-Галлена, относящейся к более раннему периоду, чем скандинавские системы). Осоки в скандинавских системах нет. С моей точки зрения, дискутировать о «подлинном» значении этих рун не имеет смысла. В рабочих же целях вполне достаточно пропутешествовать по соответствующим руническим туннелям: там вы увидите, какой из этих символов обозначает тис, а какой — болотную траву. Тис — очень долговечное дерево: срок его жизни исчисляется столетиями. Еще со времен неандертальцев и вплоть до Средних веков из его твердой и плотной древесины изготавливали охотничьи орудия, главным образом луки, — и так продолжалось до тех пор, пока тисы в Европе почти не перевелись. Из тисовых ягод, хвои и древесины в древности добывали ядовитое вещество, которым смазывали наконечники стрел. Единственная часть этого дерева, которая относительно слабо ядовита, — ярко-розовая мякоть ягод. Само слово «токсичный» (др.-греч. toxikos — «ядовитый») этимологически связано с латинским названием тиса — taxus. Тис — дерево смерти. По осени, когда остальные деревья сбрасывают листву, он покрывается яркими ягодами, а зеленый хвойный покров сохраняется на нем круглый год.
В наши дни тисы в лесах встречаются редко, и с экономической точки зрения сажать их невыгодно: слишком уж медленно они растут. Зато их нередко можно встретить на кладбищах по всей Северной Европе, и есть поверье, что кладбищенский тис пускает по корню в каждую могилу. Ученые утверждают, что некогда существовал культ тиса и что в священных тисовых рощах на севере Европы поклонялись скандинавскому богу Уллю. Прослеживается любопытная связь между древнескандинавской руной и понятием безумия. Древневерхненемецкие irri, irre, irr = «смятенный», «потерянный», «свободный (от)», «еретический», «неуверенный», «неверный», «сумасшедший» (к этим словам восходит немецкое irr = «сумасшедший, безумный»), а также древнеанглийские ierre, yrre = «взволнованный», «разгневанный», «смятенный», «буйный», происходят от индоевропейского корня *ers- = «пребывать в движении». Все эти слова описывают состояние безумия, гнева и опьянения — вероятно, как побочных эффектов от работы с тисовым ядом. Можно предположить, что переход от к символизирует обращение к корням, выворачивание реальности наизнанку и невероятное дерево, которое остается зеленым даже зимой и дает пищу птицам, несмотря на то, что ягоды его ядовиты. Яркая (а само английское название тиса, yew, связано с древневерхненемецким iwa, древнеанглийским iw и древнеисландским yr = «яркий, красноватый, красочный») мякоть тисовых ягод действительно привлекает птиц, и те благополучно разносят, не переваривая, семена этого дерева. Иероним Бок в своей «Науке о травах» (1577) утверждает, что тисы настолько ядовиты, что спать среди них — верная смерть. Считается, что в полную силу тисовый яд входит в середине зимы. Кроме луков, из тиса делали резные амулеты и рунные посохи: считалось, что это дерево отгоняет злых духов. Мистерии тиса — это трансы умирания, безумия, смятения чувств и того возвышенного вдохновения, в котором порядок вещей переворачивается с ног на голову и человек выходит за пределы рассудка. Это мир шута и джокера.
Болотная осока — тоже символ перевернутого миропорядка. На болотах почва под ногами ненадежна и коварна; всё неопределенно и неустойчиво. Кроме того, здесь обитают причудливые двоякодышащие создания, способные жить в двух мирах. Названия этой руны связаны с английским словом elk — «лось» (древневерхненемецкое elho, древнеанглийское eolh, древнескандинавское alg), а лось — самое крупное животное семейства оленевых — прекрасно чувствует себя в болотистых местностях. Благодаря широким копытам он легко проходит там, где человек наверняка утонул бы. В военное время на болотах часто скрывались беженцы. Нередко через болота прокладывали тайные тропы — гати, то есть настилы из бревен, позволявшие преодолевать самые опасные участки. Остатки одной из таких древних гатей можно увидеть в Британском музее. Современные археологи обнаруживают на болотах все новые и новые святилища; во многих из них сохранились жертвенные дары, оружие, украшения, уменьшенные копии повозок и останки людей и животных. Болото — это магический мир, враждебный человеку, опасный, неопределенный, переменчивый, но все же необыкновенно прекрасный. Английское название одной из разновидностей осоки, elk sedge, происходит, вероятно от *elkos- — «рана, язва» и *sek- — «резать» (это корень таких английских слов, как sickle — «серп», sedge — «осока», saw — «пила» и sax — «короткий меч»). У осоки острые листья, и если схватиться за нее неосторожно, можно порезаться.
А теперь позволю себе высказать ничем не подкрепленную догадку. Я воспринимаю как дополнение , как лунную противоположность руны солнца. — это «сплошная—прерванная—сплошная» (, Ли-Огонь), — «прерванная—сплошная—прерванная» (, Кань-Вода). В руне я вижу двойной серп луны, что превосходно сочетается с символикой болота, воды и осоки. Жесты руны:
Толкование Квельдульфа Гундарссона Из книги "Тевтонская магия" Звук в гальдре: ei (произносится как долгое, ровное и мощное «ай», одновременно уравновешивающее и возвышающее). Буквы: этот став может обозначать буквосочетание EI, но обычно используется не как буква, а как магический символ; его точное фонетическое соответствие неизвестно. [Тис] растет за оградой, грубое, твердое дерево, держится крепко в земле; это хранитель огня, корни служат ему опорой; он — отрада усадьбе. — Древнеанглийская руническая поэма [Тис] зеленее всех в зимнем лесу; когда его жгут, огонь разгорается жарко. — Старонорвежская руническая поэма [Тис] — натянутый лук, и хрупкая сталь, и Фарбаути стрел. — Древнеисландская руническая поэма Тис держит всё. — Нормандская азбука