Греческое слово «ангел» и арабское — «маляк» в переводе означают одно и то же — «посланник», поскольку главное назначение этих загадочных фантастических существ заключается в том, чтобы осуществлять посредничество между духовной небесной сферой и земным материальным миром, передавая людям волю Бога (Аллаха).
Ангел — символ совершенства. «Ангелом» называют чистого, доброго, скромного, безгрешного человека, вызывающего у окружающих чувство умиления. Чаще всего сравнения и эпитеты, имеющие целью подчеркнуть совершенство, относятся к невинному дитя или прекрасной женщине («ангельский лик», «ангельская улыбка», «красив, как ангел», «хороша, как ангел» и т.д.). Ангел — воплощение добродетели («ангельский характер») и кротости («ангельское терпение»). Белые одежды олицетворяют чистоту и целомудрие божественных посланников, а большие крылья за спиной намекают на их вездесущность.
В мифологии и религии народов древнего Востока образы ангелов очень зыбки, расплывчаты и зачастую неотличимы от фигур богов или демонов. В иудаизме, христианстве и исламе божьи вестники приобретают более четкие очертания, хотя и здесь встречается множество нестыковок и противоречий. В первую очередь это касается вопроса о природе ангелов. Одни источники сообщают о том, что ангелы духовны и бестелесны, а другие утверждают, что они имеют какое-то эфирное тело. Псевдо-Дионисий Ареопагит (У в.), главный античный специалист по ангелам, считал, что эти существа рождены из небесного огня, но арабские ха-дисы заверяют, будто ангелы сотворены из света.
Теологические трактаты, посвященные данной теме, полны неразрешимых противоречий. Странная получается картина: ангелы совершенны, но не всеведущи; бесплотны, но подвержены искушениям плоти; имеют пол, но при этом не способны производить потомства. Нет согласия и относительно времени рождения ангелов: то ли они созданы Богом в 4-й день творения (по Корану), то ли во 2-й (по Талмуду), то ли в 1-й (по иудейской Книге Юбилеев), а может быть, даже задолго до сотворения мира (по версии авторитетного христианского богослова Иеронима). Зато по поводу их количества среди представителей всех религий царит полное единодушие, так как всеми признано, что ангелов существует бесчисленное множество.
Круг обязанностей этих светоносных существ весьма и весьма обширен. Ангелы должны: прислуживать Господу, не забывая при этом славословить Творца на все лады; управлять звездами и движением планет, поддерживая гармоническое равновесие во Вселенной; бдительно охранять прекрасные райские кущи и мрачные глубины ада; доставлять людям божественные послания и заносить все поступки смертных в специальные учетные книги; оберегать праведников и наказывать грешников; неустанно бороться с демоническими силами зла и тьмы и т.д. и т.п.
Как на земле, среди людей, так и на небесах, среди ангелов, нет равенства. Сонмы ангелов находятся в строгом иерархическом соподчинении. В христианстве принята классификация уже упомянутого Псевдо-Дионисия Ареопагита, разделившего божьих слуг на три триады или девять чинов. Число «9», образованное тремя тройками, не случайно — оно призвано символизировать полное совершенство ангельской организации.
В первую триаду входят особо приближенные к Богу ангелы — серафимы, херувимы и престолы; вторая триада, выражающая принцип божественного ми- ровладычества, составлена из господств, сил и властей; третья триада, наиболее близкая к материальному миру людей, объединяет начала, архангелов и ангелов (самый низший, девятый ангельский чин).
Перед каждым из этих чинов стоят собственные задачи космического масштаба: серафимы и херувимы отвечают за сферу далеких звезд; престолы царствуют над Сатурном; господства властвуют над Юпитером; власти господствуют над Солнцем; силы начальствуют над Венерой; начала имеют силу над Марсом; архангелы повелевают Меркурием, а ангелы управляют Луной.
Ангелы двух первых чинов бледной тенью промелькнули в ветхозаветной литературе. Пророк Исайя, составивший словесный портрет «пламенеющих» серафимов, изобразил их как шестикрылые человекоподобные существа, а пророку Иезекиилю в видении предстали четы- рехликие и четырехкрылые (с головой человека, льва, быка и орла) херувимы. С огненными мечами в руках херувимы несли охрану Древа Жизни в садах Эдема (хотя никто, собственно, никогда и не покушался на его плоды).
Престолы, окружающие хрустальный трон Творца, вообще лишены каких бы то ни было антропоморфных или зооморфных черт, а название их Псевдо-Дионисий объясняет тем, что они «…носят Бога и раболепно выполняют Божественные Его повеления». Таким образом, престолы подобны угодливым царедворцам, пресмыкающимся пред земным властителем.
Участники второй триады, т.е. господства, силы и власти, вскользь упоминаются в новозаветных текстах как некие космические существа, но образы эти столь расплывчаты и туманны, что ничего конкретного о них сказать невозможно. То же относится и к безликим началам, бездарно открывающим третью триаду. О началах известно только то, что они повелевают судьбами целых народов. Зато о двух низших ангельских чинах сведений имеется не в пример больше.
Архангелы («ангелоначальники») принадлежат к восьмому чину. В Библии, а также в позднеиудейских и христианских апокрифах поименно названы 8 архангелов: Михаил («Подобный Богу»), Гавриил («Сила Божья»), Рафаил («Исцеление Божье»), Уриил («Свет Божий»), Варахиил («Благословение Бо- жие»), Иегудиил («Хвала Божья»), Иере- миил («Высота Божья») и Салафиил («Молящий Бога). Наиболее рельефно очерчены образы трех первых из них.
Михаил — самый популярный из архангелов, «архистратиг» (главнокомандующий) небесного воинства, наделенный, кроме того, и другими чрезвычайными полномочиями. Именно Михаил является хранителем тайны сотворения мира, зашифрованной в магических письменах; именно он уполномочен объявить о конце времен трубным гласом; именно ему поручено заносить в особую книгу имена праведников, а в день Страшного суда взвешивать на весах бессмертные души.
Михаил, как самый гуманный из архангелов, выступает в роли адвоката (заступника) людей перед Богом. В Ветхом Завете он выглядит покровителем всего еврейского народа («князь великий, стоящий за сынов народа»). Михаил извлекает из огненной печи трех невинных отроков; спасает Исаака от занесенного над ним ножа; выводит Лота из обреченного
Содома; обучает Адама земледелию, Авраама — теологии, а Моисею вручает скрижали Закона. В день последней битвы с силами зла Михаил, возглавивший ангельское войско, поражает самого Сатану, принявшего облик мерзкого дракона. В Европе и в России лучший из архангелов почитался как защитник христианской церкви, как персонификация победы и воинской славы.
Архангел Гавриил — главный божественный посланник, имеющий власть над стихиями. Гавриил предсказывает рождение Самсона, Иоанна Крестителя, Иисуса Христа и считается поэтому ангелом Благовещения. Он опекает пророка Даниила, раскрывает тайный смысл его видений. Несмотря на то что Гавриил частенько посещает землю по делам божественной службы, ему непонятным образом удается совмещать должности главного посланника и казначея-хранителя небесных сокровищ.
Рафаил — божественный лекарь, успешно врачующий и тела, и души. В книге Товита рассказывается о том, как он сперва вернул зрение слепому Товиту, а потом, выступив в роли экзорциста, изгнал злого духа Асмодея из его снохи. Некоей толикой своего врачебного дара Рафаил поделился с Ноем, научив патриарха распознавать целебные травы.
Медицинская практика не мешала Рафаилу руководить небесным департаментом ангелов-хранителей. В этом качестве он являлся защитником всего человечества, но особое благоволение архангел выказывал паломникам и странникам.
В исламской традиции к престолу Аллаха допущены четыре великих архангела. Роль первой скрипки в мусульманском ангельском хоре досталась Джибраилу, двойнику христианского Гавриила. Самый приближенный к Аллаху ангел характеризуется в Коране как «Святой дух» и «Благородный посланник».
Джибраил — наставник всех патриархов и пророков, начиная с Адама. Первому человеку Джибраил помог адаптироваться к тяжким земным условиям после блаженного тунеядства в раю; Ноя спас во время Потопа; Иосифа сделал полиглотом, обучив множеству иностранных языков, и т.д. Мухаммеда добрый ангел взял под особую опеку после того, как передал ему Коран. Джибраил стал духовным наставником Пророка, всячески помогая ему и в делах веры, и в ратных трудах.
Микаил (христианский Михаил) повелевает явлениями природы, обеспечивает рост и процветание всего сущего. Вместе с другими ангелами он омывал сердце Мухаммеда, а затем принимал активное участие в битвах правоверных с неверными.
Азраил — ангел смерти, самый суровый и решительный среди мусульманских небожителей. Большую часть времени он вынужден проводить под сенью Древа Смерти, растущего у трона Аллаха, внимательно наблюдая за тем, как опадают его листья. Количество листьев на дереве соответствует количеству живущих на земле людей, и на каждом из них обозначено имя того или иного человека. Лист, опавший с ветки, означает конец чьей-то жизни, и Азраил обязан в 40-дневный срок вынуть душу из тела. Такой срок нельзя счесть чрезмерным, ведь люди на земле умирают ежеминутно, если не ежесекундно, поэтому дел у мрачного ангела — выше головы. К тому же в его невеселой работе есть своя специфика. Умертвить грешника гораздо проще и быстрее, нежели праведника: из правоверного мусульманина Азраил тянет душу потихоньку-полегоньку, а из нечестивца вырывает ее так грубо и резко, что бедняга подскакивает от боли на своем смертном одре.
Печальнее Азраила только впечатлительный Исрафил, ангел — вестник Страшного суда. Исрафил никогда не расстается со своим зычным рогом, с тревогой и трепетом ожидая того рокового момента, когда Всевышний прикажет ему дать финальную сирену. Вдобавок к этой тягостной ноше, камнем лежащей на его душе, Исрафил еще и постоянно изводит сам себя. Трижды в день и один раз за ночь грустный ангел заглядывает в геенну огненную, всякий раз заливаясь слезами сострадания при виде адских мучений грешников. Рыдания бедного Исрафила способны разжалобить и тигра, но милосердный Аллах слезам не верит и рыданиям не внемлет.
Все исламские ангелы — настоящие космические гиганты, головой подпирающие небеса, а ногами касающиеся земли. Джибраил, помахивающий в пространстве шестью сотнями крыльев, настолько велик, что птице, взлетевшей с его локтя, понадобилось бы 700 лет непрерывного полета, чтобы приземлиться отдохнуть на плече исполина. Под стать ему и Микаил с Исрафилом. Самой колоритной внешностью наделен Азраил: у ангела смерти четыре головы и четыре тысячи крыльев, а все тело покрыто глазами и языками, число коих равно числу людей на земле. Между тем, вступая в контакт со смертными, ангелы-колоссы с легкостью принимают человеческий облик. Джибраил, например, неоднократно являлся Мухаммеду в образе прекрасного юноши, в ослепительно-белых одеждах, но с черными, как смоль, волосами.
К низшему, девятому чину, относятся «рядовые» ангелы — вестники и ангелы-хранители, олицетворяющие божественное покровительство и защиту. Каждому христианину полагается только один ангел-хранитель, но в исламе их число колеблется от 2 до 160 (в зависимости от социального статуса мусульманина). Праведника ангел-хранитель сопровождает на протяжении всей его жизни, начиная с
момента рождения, когда он вдувает в человека душу, и заканчивая смертным часом, когда ангел, бережно поддерживая, возносит ее на небеса. От закоренелого грешника и богохульника небесный покровитель может и отступиться, и тогда его неприкаянную душу, воспарившую в момент смерти к небесам, моментально сцапают демоны. Со всеми вытекающими из этого адскими последствиями. За душу обыкновенного человека, шалившего себе помаленьку, но не совершавшего смертных грехов, ангелы-хранители ведут упорную борьбу с бесами. От ее исхода и зависит дальнейшее местопребывание такой сомнительной душонки.
Некоторые ангелы-хранители, наиболее ревностно исполняющие свои обязанности, время от времени являются подопечному, дабы предостеречь его от неверного шага, предупредить о надвигающейся опасности или наставить неразумного на путь истинный. В своем естественном облике смертному они показаться не могут, а потому и принимают привычный человеческий образ. Обыватель, закружившийся в жизненной суете, как белка в колесе, зачастую даже не в состоянии узнать в милом незнакомце, неожиданно оказавшемся на его пути, своего ангела-хранителя.
О том, каким образом ангелы находят общий язык с людьми, можно узнать если не из собственного опыта, то хотя бы из книги известного мистика Эммануэля Сведенборга «О небесах, о мире духов и об аде»: «Ангелы, беседуя с человеком, говорят не на своем, а на его родном или известном ему языке. Речь ангела или духа, обращенная к человеку, слышится им столь же звучно, как и речь людская, но с тою разницей, что никто из посторонних не слышит ее, а только он один. Это происходит оттого, что речь ангела или духа отражается сперва в мысли человека, а затем уже, внутренним путем, в его ушах, на которые она таким образом действует изнутри…
Когда духи или ангелы обращаются к человеку, то они могут говорить с ним издалека так же звучно, как и вблизи. Но когда они отвращаются от человека и говорят между собой, тогда он ничего не слышит из их речи, хотя бы разговор их происходил под самым ухом».
К отдельной категории следует отнести падших ангелов (демонов), символизирующих грех гордыни. Мусульманский ангел Иблис, например, в отличие от остальных своих собратьев отказался выполнить повеление Аллаха — пасть ниц пред Адамом. Иблис надменно заявил Аллаху: «Я — лучше его; ты создал меня из огня, а его создал из глины». За что и удостоился увесистого пинка, сбросившего ослушника с небес. Подобная участь постигла и христианского Люцифера. Впрочем, демоны — это уже совсем другая тема.
В христианской иконографии ангелам уже с IV века принадлежит одно из самых почетных мест, поскольку иконописцы изображали их крылатые фигуры не реже, чем лики Иисуса Христа, Богоматери, апостолов и святых. На иконах и фресках они предстают в виде женоподобных юношей в светлых, свободно ниспадающих одеяниях, часто с золотыми нимбами над головой и почти всегда — с крыльями.
Атрибуты ангелов глубоко символичны: посохи, жезлы и скипетры в их руках свидетельствуют о божественных полномочиях и власти; огненные мечи и дымящие кадила знаменуют очищение от зла; пальмовые ветви и знамя Воскресения прославляют победу Христа над смертью.
Определить чин того или иного ангела по его изображению — задача нелегкая, но с учетом сложившихся за века канонов вполне выполнимая. Проще всего распознать серафимов и херувимов — крылатые головы без тела (символ бестелесноcти, бесплотности). Ангелы двух высших чинов различаются по следующим признакам: шестикрылые серафимы — красного цвета (символ огня), а четырехкрылые херувимы — голубого (символ неба) или золотого (символ солнца).
Дополнительным отличием могут послужить их атрибуты: для серафимов характерны горящие свечи, символизирующие духовный свет веры, рассеивающий тьму невежества, а для херувимов — книги, выражающие божественную мудрость.
С ангелами семи прочих чинов, имеющими цельную человеческую фигуру, дело обстоит гораздо сложнее. Зачастую единственной нитью, ведущей к пониманию их сущности, являются именно присущие им атрибуты. Престолы, олицетворяющие божественное правосудие, одеты в судейские мантии; иногда они поддерживают трон Всевышнего.
Господства, как носители божественной власти, имеют соответствующие царские регалии — короны, державы и скипетры. Силы держат цветы — чистые белые лилии или кроваво-красные розы — символ Страстей Господних. Власти и начала облачены в доспехи, что свидетельствует об их полной боевой готовности к борьбе со злом.
Архангел Михаил, как военный предводитель небесного воинства, тоже предстает в полном вооружении. Есть два наиболее распространенных варианта его изображения: либо он сражается с дьяволом, либо, увенчанный золотым нимбом, стоит с мечом в правой руке и весами — в левой.
Рафаил тоже имеет две ипостаси: как покровитель паломников, он запечатлен в одежде путника, с посохом и дорожной сумой, но в роли начальника ангелов — хранителей его отличает богатая одежда, золотая перевязь и обнаженный меч в правой руке. Левой рукой Рафаил делает красноречивый жест, призывающий к осторожности.
Гавриил, как ангел Благовещения, получил право на белую лилию Богородицы, знаменующую чистоту и непорочность Девы Марии. Иногда в его руке можно увидеть свиток с надписью по-ла- тыни: «Да здравствует Мария, преисполненная благодати».
Божьи вестники низшего чина не имеют особых примет и характерной атрибутики, но ангелов Апокалипсиса легко узнать по трубам, подающим сигнал к началу Страшного суда.
В геральдике ангел почти всегда символизирует божественное покровительство, хотя сама эта эмблема отличается удивительным разнообразием. В государственном гербе Венгрии два ангела взяли на себя обязанности щитодержателей, а в историческом гербе г. Выборга Ленинградской области другая ангельская парочка расположилась над гербовым щитом. В гербе испанской провинции Овьедо ангелы, молитвенно сложившие руки, смиренно преклонили колени перед Святым Крестом, а в гербовом щите и на флаге Минска Богородицу обступила целая толпа ангелов: одни из них стоят вместе с Ней на облаке, а другие (крылатые головастики — херувимы и серафимы) вьются над Ее головой.
Необыкновенную популярность приобрел в геральдике славный воитель — архангел Михаил. В гербе Киева он изображен в полном вооружении и с обнаженным мечом в руке, а в гербе Рейхстетта (Эльзас) — с мечом и весами. Целый ряд эмблем посвящен его поединку с прародителем зла. В гербе еще одного эльзасского города, Суффленгейма, архангел Михаил поражает сатану в обличье дракона копьем, увенчанным крестом. Гербы Брюсселя и Архангельска представляют побежденного дьявола в виде черного, рогатого, крылатого и хвостатого демона, простершегося у ног героя. Разница лишь в том, что бельгийский ангел добивает врага рода человеческого копьем, а российский — огненным мечом.
В истории России победоносный архангел стал знаменем защиты самодержавия. Именно такую роль уготовили ему монархисты-черносотенцы из «Союза Михаила Архангела», образованного в 1907 году и возглавленного В. Пуришкевичем. Прикрываясь именем святого воителя, мракобесы устраивали массовые еврейские погромы, жестоко расправлялись с революционерами, пытаясь защитить бездарного царя от справедливого народного гнева. Что из этого вышло, всем хорошо известно: Николаю II пришлось ответить и за Ходынскую трагедию, и за Кровавое воскресенье, и за «столыпинские галстуки», и за многие другие преступления против собственного народа. Напрасно иерархи Русской православной церкви возвели венценосного палача в ранг свя
того — тем самым они лишний раз доказали, что ревностно служат не Богу и Правде, а земным властям и собственному карману.
А что же архангел Михаил? Почему он не спас царя, обманув надежды махровых черносотенцев? Не потому ли, что святой воитель не пожелал встать на защиту неправого дела? Ведь в его руках не только карающий меч, но и весы — символ справедливого воздаяния.
Источник: Вовк О.В. «Энциклопедия знаков и символов» // М.: Вече, 2006.
|