Руническое письмо само по себе традиционно почитается искусством, и искусством непростым. С использования рунических знаков на письме мы и начнем непосредственное знакомство с применением рун в Традиции.
Руническое письмо относится к группе алфавитных письменностей, т. е. таких письменностей, в которых каждый знак передает некоторый звук. Звуковые соответствия рун трех основных (для данной книги) рунических рядов — Старшего (Футарка), раннего нортумбрийского (англо-саксонского) и западно-славянского (вендского) — приводятся на рисунке.
Руническое письмо имеет ряд характерных особенностей, отличающих его от привычного нам кириллического или латинского письма. Эти особенности мы сейчас и рассмотрим.
Прежде всего следует сказать, что руническое письмо допускает следование знаков как слева направо (правое письмо), так и справа налево (левое письмо). При этом руны всегда разворачиваются по направлению следования знаков; таким образом, при правом письме руны будут иметь привычный нам вид, но при письме левом они будут зеркально отраженными. Такие «перевернутые» руны называют иногда вэнд-рунами. Это может показаться необычным, но традиция разворачивать руны по направлению письма имеет большой магический смысл — при этом руны всегда смотрят вперед по ходу надписи.
Другой особенностью рунического письма является широкое использование так называемого бустрофедона в длинных надписях, что также резко отличает руническое письмо от современного. При письме бустрофедоном вся надпись, какую бы длину она не имела, оказывается выполненной одной строкой — ив этом также есть определенный магический смысл. Достигается сохранение неразрывности надписи одним из двух способов. Первый из них (бустрофедон в собственном смысле слова) состоит в том, что надпись, дойдя до края отведенного для нее пространства, разворачивается и, не прерываясь, идет обратно «вверх ногами». Такой бустрофедон, как и обычные однострочные надписи, может быть, разумеется, как левым, так и правым. Второй способ заключается в чередовании правого и левого письма таким образом, что надпись идет, например, правым письмом от левого края к правому, а в следующей строке разворачивается и идет обратно уже левым письмом и т. д.
Нужно отметить и отсутствие пробелов в руническом письме. В большинстве случаев вся надпись выполняется слитно, без разбивки на слова. В некоторых случаях отдельные предложения или смысловые части надписи при необходимости разделяются специальными знаками, представляющими собой одну или несколько точек.
В процессе развития рунического Искусства жрецами и магами было разработано немало специальных систем рунического письма, применявшихся в качестве тайнописи, в магических целях или просто для сокращения пространства, занимаемого надписью. Расшифровать надпись, сделанную рунами в одной из подобных систем, не владея ключом к ней или, по меньшей мере, не зная приблизительно ее содержания, очень непросто.
Одним из результатов подобных экспериментов магов стала традиция использования вязаных рун, т. е. написания двух или нескольких рун таким образом, чтобы определенные их элементы (как правило, вертикальная черта) совпадали. Например, в оригинале надписи на камне Водурида использованы совмещенные руны, несущие звуки da и ha.
Неприятная сторона этой традиции заключается в том, что даже в простейших вариантах некоторые знаки могут быть прочитаны двояко (например, wR и rR записываются одним знаком), не говоря уже о том, что порядок следования звуков почти всегда неустановим (например, aR=Ra, wR=Rw, ne=en и т. д.).
Довольно часто маги, работающие в технике вязаных рун, не ограничивались простыми комбинациями из пары рун. В таких случаях возникали рунические надписи, каждый знак которых представляет собой вязь из нескольких рун. Чтение таких рунических текстов весьма затруднительно; часто их авторы и не стремились сохранить «читаемость» надписи — для магического воздействия это совершенно не существенно. Примером такой вязи может послужить надпись на Валаамском камне, однозначная дешифровка которой вряд ли возможна.
Другой техникой рунической тайнописи является применение зеркальных рун, то есть рун. симметрично удвоенных относительно горизонтальной или вертикальной оси (стержня).
Зеркальные руны, надо сказать, применялись не только как средство простейшей тайнописи, но и как способ усиления магического воздействия. Считается, и, вероятно, не безосновательно, что руна, начертанная дважды или трижды, действует эффективнее, нежели одиночная, а надпись, выполненная зеркальными рунами, оказывается, как нетрудно заметить, начертанной дважды.
Отметим, что обе описанные техники могут применяться одновременно, и знаки таких надписей совершенно неудобочитаемы для непосвященного. Вместе с тем такой подход позволяет создавать емкие активные (в магическом смысле) комбинации рун — например, зашифровывать в одном знаке рунические сакральные слова, речь о которых пойдет при рассмотрении соответствующей темы.
Из средневековых трактатов и древних надписей нам известно и несколько других техник рунической тайнописи, основанных на совершенно иных принципах. Большинство из них использует замену руны двумя совмещенными символами (двумя совмещенными группами символов), передающими номер атта, которому принадлежит руна, и номер самой руны в этом атте. Так, классическая техника, называемая в трактатах «Хагахрун», использует замену каждой руны на вертикальный стержень с отходящими от него ветвями. Левые ветви при этом означают номер атта, правые — номер руны в атте.
Наконец, нужно упомянуть и о том, что во многих надписях, в том числе выполненных Младшими рунами, встречается — помимо всего прочего — употребление Старших рун Футарка в качестве идеографических символов
Так, например, в Стентофленской надписи есть строка, переводимая как:
«Хатуволафор дал…» и замыкаемая руной Йер. Здесь старшая руна Йер должна читаться не как звук j, но как понятие — «урожай», «урожайный год». Аналогичным образом в Валаамской надписи, упомянутой выше, употреблена, согласно дешифровке Е. Лазарева, старшая руна Перт.
Рекомендуемая практика
Изучение данной темы, должно сопровождаться практикой рунического письма.
Причем, поскольку сами руны являются не просто алфавитом, но набором магических символов, то и практика такая является не просто упражнениями в начертании рун.
Рекомендуется попрактиковаться во всех описанных выше способах рунического письма (левое и правое, бустрофедон и т. д.), используя разные рунические ряды. При этом следует помнить, что германские руны (Футарк, нортумбрийский ряд и т. д.) предназначены для записи германской речи; славянская же речь должна записываться славянскими рунами. Для практики в письме германскими рунами можно использовать просто перечень знаков соответствующего ряда (Футарка, например) или какие-либо тексты на германских языках (хотя бы современных). Можно также использовать известные древние тексты. В качестве примера мы приведем здесь несколько фрагментов песен Старшей Эдды на языке оригинала (древне-исландский) с русским переводом:
Следует помнить, что запись текстов рунами — уже сама по себе магическая практика. Мы можем рекомендовать читателям попытаться оценить собственные ощущения и ассоциации при написании текстов разными способами и разными рунами: возможно, эти ощущения окажутся интересными, а их анализ — небесполезным в отношении освоения рунического Искусства.