1. Все названия позиций должны быть непосредственно связаны с запросом клиента.
Убедитесь, что выбранные вами позиции позволяют в полной мере ответить на вопрос клиента, поскольку они так или иначе связаны с разными его аспектами. Позиций должно быть достаточно для ответа, и ни единой больше.
Чем более конкретными будут ваши позиции, тем более точный ответ вы получите на запрос клиента. Расклады общего характера дают общие же ответы, которые часто бывает не так-то просто интерпретировать. Убедитесь, что название каждой позиции уникально и отличается от других, а не то гадание может получиться запутанным.
3. Расскажите историю, у которой есть начало, продолжение и конец.
Постарайтесь создать в своем раскладе ощущение континуальности, или течения времени. Пусть одна из позиций служит в качестве отправной точки, несколько других будут сюжетом истории, еще одна — финалом, который позволит вам подвести итог всего гадания и сделать необходимые выводы. Далеко не каждое гадание нужно проводить в таком ключе, но сама по себе эта техника очень гибка и полезная для работы.
4. Следуйте своему индивидуальному стилю гадания и формулировке вопроса.
Если вы гадаете в аналитическом ключе, используйте такие определения позиций, которые будут в достаточной мере исследовательскими, диагностическими, разъясняющими. Если ваш личный стиль работы носит более конкретный характер или же если вопрос требует прогностики, используйте названия позиций, ориентированные на простой и понятный ответ.
5. Делайте все по-своему и получайте удовольствие от работы.
Ваши расклады совершенно не обязаны походить на те, которые вы видели в книгах или у других практикующих тарологов. Расклады должны работать — только и всего. А проверить это можно исключительно на практике. Не бойтесь играть с ними, модифицировать, изменять их или даже изобретать собственные версии где-то подсмотренных раскладов — именно они будут в вашем исполнении наиболее эффективными.
Если вы придумываете расклад, который планируете использовать на регулярной основе, он скорее всего будет отражать вопросы, которые вам часто задают клиенты. В этом случае вам будет сравнительно легко задать позиции, основанные на типичных, часто задаваемых вопросах или на традиционно важных аспектах ситуаций определенного класса. Просто используйте свой личный опыт и здравый смысл, чтобы хорошо сформулировать определения и связать их с конкретными позициями.
Так, к примеру, в последнее время весьма популярной темой для гаданий стали знакомства по Интернету, особенно в том ключе, стоит ли клиенту встречаться с человеком, с которым у него уже завязались виртуальные отношения. Разрабатывая расклад для подобной ситуации, представьте себе, что кто-то из ваших знакомых собирается предпринять такой шаг. Какие надежды, страхи и опасения будут задействованы в этой ситуации. Что, по вашему мнению, он пожелал бы узнать заранее, если бы ему представилась такая возможность? На рисунке 2 показан расклад «Роман по Интернету», который можно использовать как раз для таких случаев. Сколько из ваших собственных идей вы в нем обнаружили? Отсутствует ли там что-то такое, что вы считаете важным? Как бы вы изменили этот расклад, чтобы сделать его еще более эффективным?
КАРТА 1. Ее впечатление о вас после общения в Интернете
КАРТА 2. Ваше впечатление о ней после общения в Интернете
КАРТА 3. Динамика ваших отношений в Интернете
КАРТА 4. Чего она о вас не знает?
КАРТА 5. Чего вы о ней не знаете?
КАРТА 6. Степень вашей совместимости
КАРТА 7. Хорошая ли это идея — встретиться и увидеть друг друга?
КАРТА 8. Как реальная встреча может повлиять на ваши отношения?
Если вы составляете расклад под конкретный запрос, соберите как можно больше информации о ситуации клиента. Иногда клиенты не хотят вдаваться в подробности, что сильно затрудняет разработку расклада. В таких случаях делайте для начала более общее гадание. Часто первый расклад дает достаточно важных деталей, чтобы на основе этих дополнительных сведений строить последующие.
Но иногда бывает так, что клиент приносит толстую пачку листов формата А4 с рассказом о своей ситуации или полчаса рассказывает вам о ней, излагая массу совершенно лишних данных. Будьте готовы делать краткие конспективные заметки или просто возьмите маркер и выделите в тексте все важное. На этой основе вы и будете строить свой расклад.
В процессе описания ситуации клиент часто формулирует вопросы или упоминает вещи, которых не понимает или которые желает узнать. По ходу рассказа составляйте список вопросов, проблем, забот и разочарований, а затем сгруппируйте их в категории по какому-либо признаку. Часто для формулировки позиций требуется лишь слегка перефразировать их названия, кроме того, вам будут сразу ясны взаимосвязи внутри расклада. Главная проблема при работе с такого типа ситуациями заключается в том, что информация зачастую подается в крайне неорганизованном виде. Чтобы задать четкие и определенные позиции, отражающие самые важные аспекты ситуации, нередко приходится тщательно анализировать рассказ клиента и поставленные им вопросы. В таких случаях бывает полезно еще раз рассмотреть предварительный расклад совместно с клиентом, чтобы он четко понимал, какого рода ответы хочет получить.
На рисунке 3 показан авторский расклад, составленный для бизнесмена, у которого одновременно были проблемы с бывшей женой и предстояла важная сделка. Обратите внимание, насколько специализированными стали позиции расклада в сравнении с «Романом по Интернету (рисунок 4)» на рисунке 2.
КАРТА 1. Почему ваша бывшая жена пытается игнорироваТЬ ваше законное право посещать сЫНа?
КАРТА 2. Как себя чувствует в этой ситуации ваш сын Джон?
КАРТА 3. Есть ли какой-то способ сгладить отношения с бывшей женой?
КАРТА 4. Есть ли необходимость в обращении в суд для обеспечения своих родительских прав?
КАРТА 5. Есть ли необходимость вам лично ехать на Тайвань, чтобы проконтролировать слияние компаний?
КАРТА 6. Каково основное препятствие, не дающее свершиться этой сделке?
КАРТА 7. Каков, по вашему мнению, наиболее эффективный способ разрешить проблему и закончить слияние?
КАРТА 8. Есть ли кто-то еще, кому можно было бы доверить работу по слиянию?
КАРТА 9. Какая из этих двух ситуаций более важна и на какой следует сосредоточиться прямо сейчас ?
Во многих раскладах значения позиций могут быть продиктованы концепцией дизайна. Например, если вы делаете расклад на состояние здоровья, основанный на индийской теории семи чакр, то значение каждой позиции будет непосредственно связано с представляемой ею чакрой. Точно так же ваш расклад может иметь форму некоего объекта — пирамиды, креста, ключа, животного или чего угодно еще, лишь бы он имел для вас значение. В таком случае полезно воспринимать форму как метафору и выбирать такие значения карт, которые будут логически связаны с их позициями в общей картине. В качестве примера того, как работает такой подход, предлагаю вам расклад «Человек целиком» (рисунок 4), основанный на структуре человеческого тела. Его можно использовать для анализа любой ситуации и принятия решения о том, что с ней можно сделать.
КАРТА 1.Голова — Что вы знаете или должны знать об этой ситуации?
КАРТА 2. Рот — Какой вид коммуникации необходим в этой ситуации?
КАРТА 3. Сердце — Что вы чувствуете по отношению к этой ситуации?
КАРТА 4. Кишечник — Что говорят вам относительно нее ваши инстинкты?
КАРТА 5-6. Что вы можетЕ сделать с этой ситуацией?
КАРТА 7-8. Ноги — Следующий шаг: куда вы можете пойти из этой ситуации ДАЛЬШЕ?
Во многих гаданиях важную роль играют вопросы, связанные со временем. Вот три основных способа задать элементы времени в раскладе.
1.Все позиции расклада связаны со временем
Основная цель раскладов такого типа — рассмотреть развитие ситуации или явления во времени, то есть главной темой гадания являются прошлое или будущее. В гаданиях такого типа все позиции связаны с динамикой времени: прошлое— настоящее—будущее, дни недели, месяцы, фазы Луны, времена года, астрологические транзиты или любые специфические периоды времени, обозначенные клиентом.
2.Одна позиция используется в качестве маркера времени
Многие системы счисления времени хорошо работают с одной картой. Если ваше гадание так или иначе подразумевает указание времени, задайте позицию, отвечающую на вопрос «когда? ». Толковать эту карту можно множеством разных способов. Один из них заключается в том, чтобы не определять временные рамки, а использовать нарративный подход. Например,если в этой позиции приходит Четверка ПЕнтаклей, можете сказать что-нибудь вроде: «Это случится, когда вы достигнете стабильного материального положения». Так вы поможете клиенту понять, каковы условия достижения его цели.
Другие подходы более дифференцированны. К примеру, можно провести параллели между мастями и четырьмя временами года, при этом карты от Туза до Королевы будут представлять тринадцать недель, из которых состоит каждый сезон. Таким образом, Тройка Жезлов будет означать третью неделю лета. Короли могут символизировать переходы между сезонами, а Старшие Арканы — важные вопросы и глобальные проблемы, с которыми клиенту нужно разобраться, прежде чем произойдет запрашиваемое событие — а на это может потребоваться совершенно произвольное количество времени. Возможны и другие варианты указания времени с помощью одной карты.
Ее можно увязать с системой астрологических соответствий или со специфической последовательностью времени, предусмотренной дизайном колоды.
3. Время определяется по всему раскладу в целом, без учета конкретных позиций
Согласно этой системе, никакие позиции карт не ассоциируются со временем, однако все карты расклада рассматриваются в совокупности, и на их основе делается заключение о временном промежутке, в течение которого произойдет запрашиваемое событие. Этот подход обычно используется в небольших раскладах — например, из трех карт. В его рамках каждая масть ассоциируется с теми или иными градациями времени — скажем, Мечи — с днями, Жезлы — с неделями, Кубки — с месяцами и ПЕнтакли — с годами. Масти и числовые карты, появляющиеся в раскладе, позволяют вычислить период, в течение которого случится интересующее кверента событие. Например, если в раскладе пришли Девятка Жезлов (девять недель), Двойка Кубков (два месяца) и Тройка Кубков (три месяца), то указанный период будет составлять от двух до трех месяцев. Во всех упомянутых системах перевернутые карты будут указывать на то, что обозначаемые ими события откладываются.