Первый шаг в создании расклада Таро заключается в том, чтобы решить, на какой вопрос вы собираетесь отвечать. Вопрос может быть как очень общим — если расклад предназначен для повторного и регулярного использования, так и очень специализированным — если расклад придумывался для конкретного клиента или на конкретный вопрос. При создании раскладов, предназначенных для постоянного использования, вопрос можно формулировать как цель общего характера — например, «Расклад, который поможет моему клиенту исследовать его возможности и перспективы в бизнесе». Тема специальных раскладов должна быть основана на конкретном вопросе, который задал вам кверент, придя на сеанс гадания. В любом случае формулировка запроса или цели расклада является той отправной точкой, которая определяет расположение карт в пространстве и значения позиций. Не поленитесь потратить время на этот этап и убедитесь, что вопрос выглядит именно так, как вам нужно и удобно.
Вопрос, геометрия расклада и значения позиций тесно связаны между собой. К примеру, если вопрос содержит те или иные категории времени, расклад можно построить на последовательности «прошлое—настоящее—будущее», задать временные ограничения или ввести специальные позиции, которые будут обозначать, когда произойдет запрашиваемое событие. Можно также расположить карты в порядке, напоминающем циферблат часов, календарь, астрологическую карту или колесо года.
Точно так же формулировка вопроса влияет на значения позиций. К примеру, вопрос может быть сформулирован в прогностической («В понедельник я иду на собеседование, получу ли я эту работу? ») или в аналитической манере («В понедельник я иду на собеседование; что я могу сделать, чтобы получить эту работу?)
эти две разные формулировки вопроса в результате могут дать два принципиально разных расклада. В первом случае гадание будет носить более предсказательный характер, а карты расклада — указывать, получит или не получит кверент желаемую работу и почему. Во втором случае предметом расклада будет то, что кверент может подумать, сказать или сделать для получения искомой работы, а также внешние факторы, которые могут оказать влияние на ситуацию.
Полезно воспринимать позиции расклада как продолжение вопроса. Спросите себя, соответствует ли формулировка вопроса вашему излюбленному стилю гадания. Будет ли вам удобно и приятно работать с органично вытекающим из нее раскладом? Сделав расклад, проверьте еще раз, отвечает ли он на вопрос кверента. По необходимости скорректируйте его, чтобы одно соответствовало другому.
Клиенты очень часто задают вопросы, с которыми тарологам неудобно работать. Иногда бывает так, что на вопрос вообще невозможно ответить или он представляется гадающему неэтичным. Если вы работаете с раскладами «собственного изготовления», такие ситуации возникают существенно реже, хотя и не исчезают совсем. Вы полностью управляете раскладом, который создаете сами. Вы определяете его цель и значения позиций карт еще до того, как к вам приходит клиент. Затем, если заданный последним вопрос соответствует теме и структуре расклада, вы спокойно и с полной уверенностью применяете его, заранее зная, что он будет удобен в работе и на выходе даст адекватный вопросу ответ.
Придумывая расклад для клиента прямо по ходу сеанса, вы, по сути дела, работаете над этим совместно. Очень часто такое происходит при гадании по телефону или на каком-нибудь открытом мероприятии. Когда вы создаете импровизированные расклады для конкретных кверентов, очень важно иметь уже готовый и тщательно проработанный профессиональный этический кодекс, а также систему рабочих ограничений, чтобы у вас не получился расклад, за который потом будет неловко или стыдно.
Лучше избегать раскладов, предусматривающих с вашей стороны рекомендации юридического, а также медицинского или финансового характера, которые вы в иных обстоятельствах были бы не уполномочены давать.
Помимо этических проблем в процессе гадания возникают и другие сложности: бывают вопросы, сформулированные настолько невнятно, что с ними практически невозможно работать. Они могут быть слишком неопределенными, представлять собой не вопрос, а нечто иное, или выливаться в многословное описание ситуации без малейшего намека на то, чего, собственно, клиент хочет от вас и от гадания в целом. В вопросе могут присутствовать несколько не связанных между собою тем, или он вообще может находиться за пределами здравого смысла. Далее я предлагаю вам краткий практикум по работе с такими проблемными вопросами.
Когда клиент задает вам слишком неопределенный вопрос, лучше не использовать конкретные, детализированные расклады. Если вы в силах определить область, к которой относится вопрос (любовь, карьера, финансы и т.д.), применяйте общий расклад, предусмотренный для такого рода тем. Если сузить поле исследований не удается, возьмите какой-нибудь универсальный спасательный круг типа «Кельтского креста». Существует также старая добрая техника, отлично подходящая для случаев, когда клиент сам не знает, чего хочет или не в состоянии четко сформулировать запрос, — вытащите из колоды одну-единственную карту, которую называют картой вопроса. Она показывает то, что сейчас является самым важным для клиента. Карта вопроса поможет вам задать направление дальнейшей работы и часто вызывает у клиента важную эмоциональную реакцию или заставляет его дать вам дополнительную информацию, на основании которой вы и выберете расклад.
Иногда клиент долго и многословно описывает какую-нибудь сложную ситуацию вместо того, чтобы задать конкретный вопрос. Если дело обстоит именно так, значит, настало время для индивидуального авторского расклада, в который можно включить детали рассматриваемой ситуации. Кстати сказать, эти детали помогут вам назначить и позиции карт. Если запрос носит слишком общий характер, расширьте тему расклада до чего-нибудь глобального и покрывающего ситуацию в целом: «Как Джейн может разрешить свои проблемы на работе?»
Клиент может задать вам сразу целый список вопросов, на которые он хочет получить ответ в рамках одного расклада. Для начала просмотрите их все и решите, действительно ли они имеют отношение к одной-единственной ситуации. Если это так, их можно рассматривать как один сложный вопрос (см. предыдущий пункт) и формулировать общую тему, которая бы охватывала ситуацию в целом. Детали можно прояснить при помощи позиций карт. Если же вопросы не связаны между собой, спросите клиента, не будет ли он возражать против того, чтобы вы разделили их на группы по темам и проработали каждую при помощи соответствующего расклада.
Вопрос в вопросе, или «Женюсь ли я на Сьюзан, и если да, то сколько у нас будет детей?»
Иногда клиент именно таким образом пытается встроить один вопрос в другой. Если такое происходит, разумнее всего будет отсечь зависимый вопрос и сосредоточиться на первой части формулировки. Если уж клиент до сих пор не знает, женится ли он на своей Сьюзан, то задавать вопрос об их гипотетических детях, мягко говоря, преждевременно. Другая смежная проблема заключается в том, что иногда клиентские запросы лишены реальных оснований. В этом случае их необходимо переформулировать. Хорошим примером такого рода вопросов может служить сакраментальное «Когда Дэвид женится на мне?». Нам не известно, сделал ли Дэвид предложение клиентке и входит ли это вообще в его намерения, поэтому спрашивать, когда будет свадьба, попросту некорректно. Поскольку получить ответ на вопрос с такой формулировкой не представляется возможным, спросите для начала, произойдет ли это в принципе.
Большинство тарологов рано или поздно сталкиваются с вопросами о будущем и с необходимостью решить для себя, можно ли вообще делать прогностичекие расклады. Клиенты часто требуют четких и ясных ответов. Они хотят знать, произойдет ли то или иное событие и если произойдет, то когда, что именно случится и так далее, и тому подобное. Многие гадатели не любят таких предсказательных гаданий, в то время как другие не испытывают с ними ни малейших затруднений. Обозначенная проблема подразумевает сразу два отдельных вопроса: 1) хотим ли мы делать прогностические расклады или нет и 2) насколько возможна прогностика при гадании на Таро. На самом деле и то и другое зависит исключительно от личной философии гадающего и его представлений о мире, а также от его стиля и манеры гадания. Давайте рассмотрим каждый из вопросов в отдельности.
Дискомфорт, который многие тарологи испытывают по отношению к предсказательному гаданию, связан, прежде всего, с тем, может ли человек хотя бы в некоторой мере контролировать свое будущее. Кто-то верит, что мы сами создаем свою реальность и, как следствие, можем самым непосредственным образом влиять на будущее. Это сравнительно новая идея, и именно по этой причине большинство старых традиционных раскладов могли бы показаться современному тарологу чересчур прямолинейными. В прежние времена бытовало представление, что судьба человека целиком и полностью предопределена. Некоторые религии и культуры до сих пор основывают свою картину мира именно на нем. Люди чувствовали себя беспомощными и слабыми перед лицом церкви, нобилитета, землевладельцев, болезней, природы и прочих могущественных сил, которые по собственной прихоти управляли их жизнями.
Сейчас Таро завоевало стойкую популярность в качестве инструмента духовной работы. В символическую систему Таро проникли понятия и концепции юнгианской психологии, благодаря чему их с успехом стали использовать для личностного развития и работы над собой. Эти подходы породили принципиально новый стиль гадания, при котором гадатель — уже не всезнающий авторитет, дающий ответы на все вопросы, а скорее проводник и спутник, использующий карты для того, чтобы помочь кверенту лучше понять сложившуюся ситуацию, свои чувства, мотивации и цели, открывающиеся перед ним возможности, а также выстроить стратегию и тактику достижения желаемого результата.
Составляя расклад для прогностического гадания, вы назначаете позиции карт, способные пролить свет на разные аспекты ситуации, и в особенности на ее вероятный исход. В формулировку вопроса и в перечень позиций необходимо будет включить временные категории. Вводя в расклад карту результата, убедитесь в том, что вы знаете и можете четко объяснить, какой именно результат последует, если клиент продолжит двигаться в том направлении, в котором движется сейчас, если выберет ту или иную альтернативу, если примет рекомендации гадания в качестве руководства к действию и так далее. Именно в этом и заключался главная сложность со старыми раскладами типа «Кельтского креста», где бывает очень трудно истолковать значение карты результата — если только вы не верите, что ваша судьба предопределена, а будущее невозможно изменить.
Используя более современный подход, таролог включает в расклад позиции, диагностирующие ситуацию и реакцию на нее кверента.
При помощи гадания можно достаточно глубоко проникнуть в эмоциональное и ментальное состояние кверента и трезво оценить все имеющиеся на данный момент «за» и «против». При таком подходе окончательный выбор образа действий всегда остается за кверентом. Результаты как таковые в подобный расклад обычно не входят, поскольку зависят от того, что решит делать кверент. Поскольку клиенты часто требуют от нас именно прогностики, большинство тарологов в той или иной степени делают ее, даже если сами предпочли бы более аналитический расклад. С другой стороны, даже те из них, кто не испытывает трудностей с предсказательной работой, время от времени получают вопросы, ответ на которые находится за пределами их возможностей. Снова перед нами встает вопрос, насколько предсказуемо будущее? Он носит глубоко философский характер, и ответить на него каждый таро-лог должен сам для себя, ибо ответ непосредственно зависит от его представлений о том, как работает Вселенная и как работают карты Таро. Важно уметь объяснить свои взгляды клиенту, если тот задаст вам вопрос, на который, по вашему мнению, невозможно дать ответ. Имеются также ограничения, связанные с инструментом предсказания. Например, большинство тарологов считают, что визуальная природа Таро и ограниченное количество карт в колоде делают невозможными детализированные предсказания, включающие имена и адреса.
Размышляя над этим вопросом, полезно не забывать, что многие профессии так или иначе связаны с предсказанием будущего, — метеорологи, биржевые брокеры, спортивные комментаторы и страховые аналитики вынуждены постоянно заниматься прогнозами. В материальном мире будущее до некоторой степени можно предсказать, основываясь на настоящем — если знать тенденции развития системы и модели ее поведения и функционирования в прошлом. В мире метафизическом дело обстоит примерно так же. Там можно применять все те же правила — например, чем более приближено во времени предсказываемое событие, тем выше точность сказания. Чем более упорядочена и менее хаотична система, тем вероятнее исполнение предсказания. Если будущее событие имеет прочное основание в уже произошедших событиях, то его можно предсказать при помощи карт Таро приблизительно с той же легкостью, с какой поддается исследованию и анализу данная ситуация. С другой стороны, если будущее в значительной степени зависит от действий и решений, которые еще только предстоит совершить или принять, предсказание вряд ли будет очень точным.
По крайней мере, такова моя личная точка зрения на эти вопросы. Разумеется, у других людей могут быть совершенно отличные от моих взгляды на то, что такое будущее и как оно работает. Для меня здесь главное — разумность и обоснованность. Будущие события можно до некоторой степени предсказать, основываясь на том, что происходит сейчас, и на вероятностных моделях протекания тех или иных процессов. Если кто-то в восемнадцать лет спросит меня, доживет ли он до преклонного возраста, я скажу, что вопрос необоснован, так как ответ на него зависит от слишком большого количества неизвестных в данный момент факторов. Если кто-то спросит меня, получит ли он работу, собеседование для поступления на которую проходил в прошлом месяце, при том что руководство уже собиралось по этому вопросу, но еще не обнародовало своего решения, я скажу, что это будущее можно предсказать с достаточной долей вероятности, так как оно основано на уже имевших место событиях. На практике решение о том, делать или не делать прогностику на Таро, следует принимать в зависимости от каждой конкретной ситуации и на основании того, является ли запрос клиента разумной и обоснованной экстраполяцией уже действующих сил и процессов.