Психическая защита представляет собой защиту от так назы-ваемых «психических нападений». Психические нападения – эторазличные отрицательные психофизиологические состояния, рас-сматриваемые «пострадавшим» как «нападения извне», как исхо-дящие от другого человека, с которым «пострадавший» в моментнападения не находился в непосредственном контакте. Тема весь-ма скользкая, поскольку в психиатрии «психические нападения»определяются как «бред психического воздействия».Психическое нападение оказывается возможным лишь в томслучае, если потенциальная жертва разделяет ту или иную патоген-ную (болезнетворную) систему верований, то есть систему веро-ваний, предполагающую ВОЗМОЖНОСТЬ психического нападения,способного повлиять на здоровье человека. Таким образом, пси-хическая защита представляет по существу защиту от патогенныхсистем верований. Сразу же следует уточнить, что всецело пато-генных систем верований не существует. Системы верований могугбыть патогенными в своих частных аспектах, предполагающих прин-ципиальную возможность «нападения».В настоящее время можно указать на три основные патогенныесистемы верований: народную (в ней циркулируют такие патогенныепонятия, как, например, «дурной глаз» и «наведение порчи»), окку-льтную («астральные шнуры», «лярвы», «инвольтация») и биопольную («телепатическое воздействие», «лучи», «пучки энергии», «заряды отри-цательной информации» и т. д.).
Народная система верований характеризуется отсутствием соб-ственной концептуальной основы — это система верований в прямомсмысле слова, хотя для объяснения эффектов, производимых, скажем,«дурным глазом», могут привлекаться оккультные и биопольныетолкования.Оккультная система патогенных верований, напротив, основанана огромном количестве оккультных теорий и является их логическимследствием, для того, чтобы испытать на себе патогенное воздействиеоккультной системы верований, человеку необходимо предварительноосвоить эти теории.Основным объектом нашего рассмотрения будут психическиенападения и психическая защита в рамках современной биопольнойсистемы верований. В настоящее время получила распространениенасаждаемая оккультная точка зрения, согласно которой биопольнаясистема верований не обладает внутренней спецификой, будучи поп-росту переводом оккультных идей на новый наукообразный язык:сменилась якобы лишь форма идей, но не их содержание.При более пристальном рассмотрении вопроса, однако, обнаружи-вается обратное, несмотря на очевидную общность некоторых фор- мальных черт оккультных и биопольных представлений.
Специфика биопольных систем патогенных верований состоитпрежде всего в том, что фактический материал, истолкованием кото-рого она является, относится к ощущениям в теле (соматической и вис-церальной природы) и колебаниям общего психофизического тонусаорганизма, а не к акзуализациям, как в традиционной оккультнойсистеме верований. Специфика этой системы состоит также в том,что она аппелирует не к аномалистическим «потусторонним» силам исущностям, а к объективным биофизическим процессам.И, наконец,система, в отличие от традиционно-оккультной, не эзотерична, а экзо-терична; она не противопоставляет себя привычной нам научно-по-пулярной картине мира и не «надстраивается» над ней, но органичноиз нее вырастает. И поэтому ее, и отличие от традиционной оккультнойсистемы верований, гораздо труднее рассматривать как систему верований.