Типично ритуалистические операции — поплевывание через левое плечо и постукивание по деревянным предметам. Защитой тут изначально служит действие как таковое. Именно сами ритуалис-тические операции, выполненные с должным отношением и настроем, каким-то необъяснимым образом предотвращают отрицательные пос-ледствия психического нападения.Впрочем, механизм этой защиты кажется иррациональным и необъяснимым лишь на первый взгляд. Отпечатавшись в нашей памяти, ритуалистическое физическое действие подкрепляет «защитную доминанту» в воображении и помогает ей поглотить обусловленную нападением патогенную доминанту, которая, будучи чисто психи-ческим образованием, никакого физического подкрепления не имеет. Другими словами, посредством ритуалистического действия мы подключаем к делу защиты воображение, доставляющее нам в
результате психического нападения столько неприятностей. Точнее, переключаем воображение, подобно тому, как мы переключаем его в концентративной операции.К сожалению, ритуалистические операции нередко превращаются в так называемые «навязчивые действия», берут верх над человеком и становятся чем-то вроде наркотика — без них он начинает чувствовать себя совершенно беззащитным. Постепенно ритуалистические действия вытесняют все остальные и в конце концов оператор под-вергается госпитализации.По той же причине следует быть очень внимательным и с концен-тративными формами защиты, которые могут превратиться в на-вязчивые внутренние действия. Автор находит, что из всех форм защиты «с изменением объекта восприятия» самой эффективной и
лишенной побочных эффектов является медитативная защита.