До сих пор речь шла только об «энергетических нападениях».В нападениях такого типа энергетический импульс проникает пер-воначально в «энергетическую оболочку» (падение тонуса и неприят-ные ощущения в теле), а затем распространяется и на две остальныеоболочки — витальную и ментальную. Из всех возможных психичес-ких нападений описанное является самым распространенным, вмес-те с тем это нападение самое полное и самое опасное для здоровьяпациента.Существуют еще два типа нападений — витальные и ментальные.В отличие от энергетических нападений, эти нападения более неза-метны. Витальные нападения проявляются непосредственно в эмоциональной сфере, минуя энергетику (хотя продолжительнаяутратаэмоционального равновесия может отразиться и на общем психо-физическом тонусе), а ментальное нападение имеет своей цельюпереориентацию, увод с «путей истинных».Тема нападений такого типа не столь актуальна, как тема «энер-гетических нападений», по трем причинам. Во-первых, они не такраспространены, как энергетические нападения. Во-вторых, они непредставляют непосредственной опасности для здоровья, касаясьлишь эмоциональной чистоты и ментальной ясности. В-третьих, в ка-честве нападений они могут рассматриваться лишь ограниченнымчислом людей; у преобладающего же большинства населения делас чистотой и ясностью обстоят таким образом, что дополнительная«наведенная» нечистота общую картину практически не меняет, дру-гими словами, человек не может отличить «нападение» от одного из своих привычных кругов собственных мыслей или эмоций.
Если человек по какой-либо причине считает свое эмоциональноесостояние совершенно себе не присущим и полностью «наведенным»извне, то он глубоко ошибается. Еще теософы указывали, что «злыечувства и мысли» должны найти в ауре перципиента родственныесебе «вибрации». Собственно говоря, исходящий от индуктора «эмо-циональный заряд» является не более, чем катализатором, усилителем определенных процессов, уже присутствующих в перципиенте.Если в «витальном теле» перципиента отсутствуют вибрации, род- ственные по духу вибрациям, приходящим извне, то последние вообще не могут на него действовать.
Вот почему говорят, что чистое сердце и ум — наилучшиезащитники от любых вражеских наскоков, ибо такое сердце и умсоздают витальное и ментальное тело, неспособное откликатьсяна низкие вибрации. Если злобная мысль, посланная со злобнымнамерением, ударится о такое тело, она только рикошетирует отнего (причем с силой, пропорциональной той энергии, с которойона на нее налетела) и помчится обратно по магнетической линиинаименьшего сопротивления — то есть, по только что проторенномупути — и ударит своего собственного создателя; а так как он имеетв своем витальном и ментальном теле материю, сходную с материейпорожденной им мыслеформы, он подвергается действию ответныхвибраций, что приведет к последствиям, которые он хотел навлечьна другого. Так, «проклятия возвращаются в свой курятник». Отсюдатакже вытекает, что ненависть и недоброжелательность к хорошемуи высокоразвитому человеку имеют очень серьезные последствия:направленные против него мыслеформы не могут ему причинитьникакого вреда, они отбрасываются назад и обращаются противих создателя...»: Но «до тех пор, пока в ментальном теле человекаостаются какие-то грубые виды материи, связанные со злыми илиэгоистическими мыслями, он остается открытым для нападения состороны тех, кто желает ему зла». (А. Безант, Мыслеформы, 1905, стр.39—40. Анализ теософской литературы показывает, что, несмотря наупотребляемую терминологию, фактически теософы работали лишьс витальным планом и практически не были разотождествлены с менталом. На это указывал еще Шри Ауробиндо. Беседы с Навитрой, Париж, 1972, стр. 29—30).
Иногда говорится, что лучшая защита от любых нападений — этополное прощение противника. Однако за благополучным фасадомконцепции всепрощения скрывается один из многочисленных теоре-тических парадоксов биофизического мира, незнакомого с ханжес-кой моралью. Дело в том, что согласно приведенной выше теософскойинтерпретации, механики витального нападения, абсолютное все-прощение является в то же бремя и абсолютной инвольтациейпротивника, абсолютным «возвратным ударом ниже пояса», противкоторого нет никакой защиты, — хотя в этом, конечно, «агрессорунекого винить, кроме самого себя». И, тем не менее, получается, чтов вопросах войны и мира нельзя быть добреньким, великодушно«оставляя мертвым хоронить своих мертвецов»: это низко и подло. Человек, способный на всепрощение, обязан добиться того, чтобы всепрощение стало взаимным.
Патанджали рекомендует в случае витальных нападений «думатьо противоположном» (Йога-сутры, 2.33). В качестве расширеннойформы этой защиты можно рассматривать культивирование отно-шения ко всему живому, основанного на чувстве сострадания. Такоеотношение становится возможным лишь в результате глубокого осо-знания той пропасти неведения, в которую ввергнуты все живыесущества, по неведению творят зло и желающие зла, по неведению жеи страдающие от себе подобных. В человеке, достигшем совершенс-тва в этом осознании, всякая приходящая извне отрицательнаяэмоция автоматически стимулирует эмоциональную реакцию сост-радания к недоброжелателю, то есть эмоциональную реакцию проти-воположного свойства, смягчающую неизбежный «возвратныйудар».Для тех, кто не способен к состраданию, предлагается другая фор-ма защиты, называемая «абсорбцией», или поглощением. Это своегорода витальное айкидо (Айкидо —это «щадящая» школа японскогорукопашного боя) — здесь используется сила противника. Хитростьзаключается в том, чтобы отделить «количественную составляющую»наведенной эмоции (силу заряда) от ее «качественной составляющей» (собственно отрицательной окраски). Сила при этом поглощается,а отрицательная окраска, соответственно, отбрасывается и по жела- нию служит объектом эстетического созерцания.
Автор считает, впрочем, что пускаться на подобные хитрости иввязываться во всякого рода витальную возню — это неверный спо-соб использования сил противника. Мы вернемся к этому вопросу в двадцатой главе.