Витальным нападением подвергаются, как правило, те люди,которые живут преимущественно эмоциями, отождествленные сосвоей витальной «оболочкой»; ментальным же нападениям подверга-ются, как правило, те люди, которые живут преимущественно интел-лектом, отождествленные со своей ментальной «оболочкой».Ментальные нападения — явление нечастое, поскольку индук-тор,способный осуществить такое нападение, должен совмещатьвсебе многие и без того редкие качества. При этом нападению под-вергается непосредственно ментальная оболочка, в обход энер-гетической и витальной. Нападение такого типа нужно, чтобы вызватьу пациента «дурные мысли» (дурные мысли возникают в результатевитального нападения), а на то, чтобы сбить его с толку, поколебатьстолпы его системы верований, разрушить стереотипы видения ми-ра, короче говоря, активизировать присущее интеллекту свойство вовсем сомневаться, в том числе и в своих собственных выводах.Поскольку же сомневаться действительно можно во всем, топро-тив такого нападения способны выстоять лишь те ментальныеори-ентации, которые упрочнены в более глубоких слоях психики. Еслиже попробовать смотреть шире, то ментальное нападение можетобернуться благом, — ведь в результате его сметаются все случайныеобразования и «устои» задрожали и исчезли подобно миражу, явивсвою иллюзорную природу, можно рассматривать не только какжизненное фиаско, но и как пробуждение ото сна, как залог гряду-щего бодрствования. Нередко начальные фазы такого пробужденияи принимаются за ментальное нападение или за «психическое расстройство». Пробуждение не всегда бывает легким.
Когда «ментальный каркас» старых ориентиров «растворяется» впустоте, человек оказывается на так называемой «ничейной земле».Здесь царит бездорожье: старые ориентиры исчезли, а новые ещене появились. Такое пространство, в котором отсутствует опора, дляинтеллекта, как правило, крайне неуютно. Метания интеллекта впоисках опоры неизбежно отражаются на эмоциональном состояниичеловека, а через него — и на общем психофизическом тонусе.Если человек впадает в этой ситуации в панику, то он действительнорискует заблудиться на просторах ничейной земли и стать жертвой,психического срыва.
Надо сказать, однако, что ментал неспособен продолжительноевремя сохранять аморфное состояние.Распад «ментального каркаса» может пойти по двум путям, причемво власти человека эти пути выбирать:1. Человек может выбрать возвращение («аборт», как говорят вэзотерических кругах), в результате чего «кристаллизация» пойдет полинии дискредитировавшего себя старого «каркаса». Это более легкийпуть, но былой прочности на нем не достичь, и «каркас» становитсяаварийным.2. Человек может выбрать, более трудный путь, решив, что лучшеумереть стоя, чем жить на коленях. Это путь так называемого «второгорождения», и он ничего не гарантирует, но лишь на нем можно обрестиновый, более совершенный каркас. Он способен повести человека иеще дальше: опытно пережив себя в состоянии, в котором отсутствуетвсякая опора для интеллекта, и которого интеллект не боится, опытнопережив процесс становления нового «ментального каркаса», чело-век может уловить механику разотождествления с менталом и сделатьвпоследствии «ничейную землю» своим «домом», — домом, которому не страшны никакие «ментальные нападения».
Однако для тех, кто не разотождествлен со своим интеллектом,и чей «ментальный каркас» формировался по большей части сти-хийно, не остается ничего другого, кроме как рассматривать мен-тальные нападения в качестве «испытания на прочность. Принципсознательного подхода к построению своего «ментального каркаса»получил название «качественного ментального контроля»; при этом«остановка внутреннего диалога», «ментальная тишина» и тому подо-бные традиционные требования психологической культуры опреде-ляются как «количественный ментальный контроль». (См. No 20. На подступах к Локаята йоге, 1981).