Как уже говорилось, галлюцинации представляют собой некон-тролируемое проникновение астрального плана («мира сновидений»)на физический план. Галлюцинаторные образы, конечно, вовсе необязательно являются в результате психического нападения, однаков исключительно редких случаях могут иметь и такую природу.Это очень коварная форма нападения: цель ее заключается в том,чтобы восстановить против человека его социальное окружение.Галлюцинирующий перципиент, как правило, проявляет черты неа-декватного поведения, в результате чего подвергается более илименее длительной изоляции в сумасшедшем доме. А как свидетель-ствуют очевидцы, по сравнению с испытаниями, выпадающими надолю перципиента в этом заведении, все психические нападения— детский лепет.Различают два этапа неконтролируемого проникновения астраль-ного плана на физический: 1. Этап «утоньшения завесы, разделяющейэти два мира и 2. Этап «разрыва завесы», сопровождающегося выхо-дом астральных форм и сущностей в сферу восприятия физическогомира. «Утоньшение завесы» может происходить без последующегоразрыва, а «разрыв» завесы без предшествующего утоньшения.Утоньшение завесы вызывает у перципиента ощущение какого-тонезримого присутствия. Перципиент чувствует, что он превратится вобъект наблюдения со стороны сущностей, безмолвно стоящих у са-мой черты, разделяющей наш мир и мир сновидений. Предчувствияперципиента могут подкрепляться и различными двигательнымиявлениями в периферическом поле зрения. В преобладающем большинстве случаев ощущение незримогоприсутствия сопровождается чувством беспредметного страха, то естьстраха, для которого отсутствуют какие-либо конкретные объективныепричины. В чувстве беспредметного страха, как будет показано ниже,нет ничего плохого. Однако иногда беспредметный страх перерастаетв беспредметную панику, которая сопровождается неадекватнымиформами поведения, что служит поводом для госпитализации пер-ципиента.Эффективная борьба с паникой невозможна без осознанияпроисходящего и понимания его механизмов. Однако задача этазатруднена по той причине, что люди, как правило, боятся бояться,Расценивая страх перед «незримым присутствием» как явление того же порядка, что и «детский» страх темноты, они пытаются поскорееподавить эти малоприятные и «недостойные мужчины» ощущения, лишая себя тем самым возможности понять, что с ними происходит.
Действительно, темнота и «незримое присутствие» — ситуациианалогичные. И в первом, и во втором случае отсутствует сенсорный(чувственный) материал для так называемого «опережающего отра-жения» действительности, этого «событийного радара», благодарякоторому человека не так-то легко застать врасплох.«Беспредметный страх» — это естественная реакция живогоорганизма на сенсорно непрогнозируемую ситуацию (СНС), то естьситуацию, в которой отсутствует объективная возможность прог-нозировать развитие событий и применять имеющиеся на под-хвате стереотипы двигательных реакций. При этом восприятие иповедение как бы снимаются с “автопилота» и переводятся на «ручноеуправление»: СНС ставит организм перед необходимостью постояннобыть готовым сразу ко всему.Происходит экстренная автоматическая мобилизация всех энер-гетических ресурсов и тело превращается в туго сжатую пружину,готовую в любой момент автоматически разрядиться в любом нап-равлении, которое может потребовать ситуация. Такое состояниетела, готового к любому и немедленному действию, субъективно пере-живается как чувство беспредметного страха.Специфика этой «субъективной составляющей» рассмотренноговыше психофизиологического состояния человека определяется отча-янными попытками УМА также быть готовым ко всему. Дело в том,что нетренированный ум неспособен быть готовым к какому-либодействию (тем более быть готовым ко всему), — он способен лишьдействовать, причем действовать беспорядочно. И если в ординар-ныхситуациях эта беспорядочность движется по упорядоченным руслам стереотипов, то в СНС она становится очевидной.
Будучи лишенным объективной основы для прогнозирования, ибу дучи в то же самое время неспособным остановиться, исчезнуть,передав бразды правления непосредственному восприятию, умразворачивает лихорадочную безосновательную прогностическуюдеятельность, молниеносно моделируя массу вариантов «развязки»ситуации. Поскольку же всякая СНС таит в себе угрозу для выжива-ния, она «взрыхляет» самые глубинные, архаические слои психики.По принципу «тяжело в науке — легко в бою» ум готовит тело к худ-шему. Тут тебе и казаки-разбойники, и серые волки, и черные маги, и«существа мрака», и весь астральный набор. Если же дрожащий палец ума нажмет нечаянно на спусковойкрючок тела (который должна была нажать сама ситуация), то можетпроизойти пробой умственной беспорядочности на двигательнуюсферу. Состояние, в котором беспорядочность охватывает как интел-лектуальный, так и двигательный аппарат человека, называетсяпаникой.Попадая в СНС, обычный современный человек легко впадает впанику: жизнь его бедна подобными ситуациями, и у него практическиотсутствует опыт порождаемого ими глубокого страха, он не умеетбояться. Для обретения такого умения один только интроспективныйанализ недостаточен; для обретения его необходимо почащепопа-дать в СНС, попадать не в качестве невольной жертвы, а в качествесознательного участника. Таким образом, речь идет об экспери-ментальной работе со страхом.Идеальная экспериментальная ситуация, моделирующая ощу-щение «незримого присутствия», — это одинокая прогулка в густомлиственном лесу безлунной ветреной ночью. Данная ситуация поз-воляет достичь подлинно беспредметного страха, поскольку в нашихлесах отсутствуют хищники, питающиеся человеческим мясом, апреступные элементы в указанное время суток предпочитают болеекомфортную среду. Итак, «победить» страх такого рода невозможно, — это естест-венное состояние организма в СНС. Однако, если не бояться этогосамого энергетического из доступных организму состояний, то егоможно использовать для различных целей. Надо сказать, что вос-пользоваться энергией страха очень трудно, поскольку он, подобноцепной реакции, моментально распространяется из «энергетической»на все остальные «оболочки» и сам, так сказать, пользуется ими. Зада-ча же состоит в том, чтобы локализовать его в границах «энергетики».Локализованный таким образом страх превращается в нечто управ- ляемой термоядерной реакции и может служить источником неис- черпаемой энергии.
Ключ к искомой локализации лежит в самой глубокой из охва-ченной страхом оболочек — ментальной. Нейтрализовать ее обус-ловленную беспредметным страхом активность невозможно ниподавлением. (Как тебе не стыдно, взрослый ведь человек и т.д.),ни уговорами (Все бандиты давно уже спят и т. д.). Необходимодобиться положительного усилия в требуемом направлении от самого интеллекта, а именно — интеллектуального согласия на то, что про-изойдет. Ум перестает сопротивляться будущему и дает на негосогласие: пусть «это» произойдет, чем бы оно ни было. (Это согласиеподобно внутреннему согласию участника спаринга быть битым, еслион того достоин; он сознательно отказывается от прогнозированияситуации, освобождаясь тем самым и от «задаваемых» ею моделейповедения («защита» — «нападение»). Человек, согласный быть би-тым, более не защищается и не нападает, но именно принимаетучастие в некотором взаимодействии, рассматриваемом внешниминаблюдателями в качестве «схватки». Опытные бойцы говорят, что этоВнутреннее согласие составляет первый шаг к подлинному мастер-ству во взаимодействиях такого типа: здесь побеждает не имеющийволи к победе). Тем самым ум, у которого выбита из под ног почвадля прогнозирования, прекращает «бой с тенью», и, подобно телу,изъявляет подлинную готовность участвовать в том, что произойдет(если оно произойдет). Это очень освобождающая форма согласия.Она сопровождается автоматической остановкой ментального пото-ка, резким прояснением восприятия происходящего, положитель-нымэмоциональным всплеском и чисто физическим ощущениемспада напряжения — «будто гора с плеч».Такое согласие — труднодостижимый, по совершенно необ-ходимый этап, лишь по прохождении которого начинается собс-твенно «энергетическая» работа. Энтузиастов, впрочем, следуетпредупредить и против слепого увлечения страхом. Страх повышаеттолько муладхарный тонус, тема же «психоэнергетических преоб-разований» выходит за рамки нашего рассмотрения. Кроме того,для «энергетической» работы со страхом нужна соответствующая«общеэнергетическая» подготовка (прочистка каналов и т. д.), спо-собность активно восстанавливать равновесие во внутреннейсреде организма, — в противном случае такая работа чреватавсякого рода физическими расстройствами. Не следует забывать,что энергетическая мобилизация организма в СНС сопровожда- ется гормональной бурей, для нейтрализации которой от организма требуется дополнительные специальные усилия.
Однако для целей профилактики неадекватных форм поведения,связанных с «утоньшением завесы», между нашим миром и миромсновидений, описанный этап работы со страхом является не тольконеобходимым, но и достаточным. Вместе с тем, значение его не исчерпывается столь узкими прикладными задачами: ведь саманашажизнь представляет по существу непрогнозируемую ситуа-цию более высокого порядка, — ситуацию, в которой наш обычный(событийный радар» подобен посоху слепца. Осознание фактанепрогнозируемости нашей жизни поможет нам осознать и нашглубинный беспредельный страх перед завтрашним днем, а такжепримитивность наших попыток заглянуть в этот страх. Осознание же — единственный путь к избавлению.