2. Из заметок в блоге Чаще всего руну Иса используют как щит, и в этом качестве она действительно очень эффективна. Но здесь надо соблюдать осторожность. Бытует мнение, что лед (и, соответственно, руна Иса) — это символ стазиса, энтропии, стагнации и неподвижности. Ничего подобного! Чтобы понять руну Иса, нужно понять истинную природу льда, ледников и Нифльхейма, холодного мира снегов и льдов. Лед тесно связан с принципами сжатия и расширения. В нем действительно есть элемент стазиса и покоя, но это не обязательно энтропия. Лед просто удерживает свое пространство, не уступая ни пяди. Это принцип защиты своей территории. Лед — пожалуй, самая территориальная и иерархичная из всех стихий. Он безжалостен, но прекрасен. Он грандиозен и непоколебим. И вместо того, чтобы сдаться и уступить, он просто принимает другие формы — тумана или воды, слякоти, инея или снега, — и в этих формах полностью сохраняет свою территорию за собой. Со льдом имеет смысл работать не как с разновидностью воды, а как с отдельной стихией, хотя они и способны превращаться друг в друга. Духи этих двух стихий совершенно несхожи между собой. Вода гораздо более «цивилизованна», даже в самых «диких» своих проявлениях, а лед — не в пример более хтоническая стихия. Для наших предков лед был воплощенным ужасом. Он олицетворял ту ползучую тьму, от которой стыла кровь в жилах и цепенели сердце и ум. Оннашептывал: «Еслитыокажешьсяслишкомслабым, тыневыживешь. Такбудьжесильным! Если ты ослабнешь, я заберу тебя». Разумеется, все стихии совершенно чужды человеку, но лед, как мне кажется, — самая беспощадная из стихий. Это символ выживания сильнейшего, символ мучительных испытаний и противоборства, символ коварных и опасных сил, угрожающих самому существованию человеческого рода. И это же — символ если не идеального совершенства, то, по крайней мере, выдающегося мастерства. Он требует выбирать и взращивать самых лучших, самых умных и сильных, самых хитрых и здравомыслящих представителей вида. Он не оставляет места для сантиментов, для фиглярства и самообмана. Все, что для него имеет смысл, — это выживание; и если в борьбе за выживание человек познает свою силу и сможет сотворить нечто красивое и достойное, то можно будет признать, что вложенные в него усилия не пропали втуне. Вот таков лед: он видит потенциальную ценность человека, но не позволяет себе личной заинтересованности в нем, пока этот потенциал не подтвердится реальными достижениями. Это не значит, что он не скорбит о потерпевших неудачу; это значит лишь то, что он призывает упавшего встать, собраться с силами и идти дальше.
Иса — это мост между культурой наших предков и культурой современности. Это суровая и жесткая руна, и ее уроки способны потрясти человека до основания. Иса признаёт, что путь к совершенству долог и труден, и готова терпеть и ждать. Лед может быть необыкновенно терпелив. Иса побуждает человека смотреть в себя и сознательно превращать себя в того, кто способен добиваться целей и достоин того, чтобы жить. Итак, распространенное убеждение в том, что Иса (и лед) обозначают неподвижность, ошибочно. Действительно, эта руна и связанная с ней стихия, кажутся неподвижными — но только на первый взгляд. В глубине, под поверхностью, они исполнены движения, бурлящей энергии и эмоций. В гадании Иса может указывать на необходимость самоконтроля: «Сохраняйте внешнее спокойствие, — советует она. — Не торопитесь. И не расточайте себя попусту». Тем, кто в силу профессии оказывает помощь другим людям, часто рискуют впасть в созависимость. И здесь также может помочь Иса. Она напоминает, что, помогая другим, следует заботиться и о собственной безопасности. Иса учит устанавливать и поддерживать подобающие границы и при необходимости укреплять их. Некоторые руны помогают работать с людьми непосредственно, но Иса не из их числа. Она учит нас работать с самими собой, работать самостоятельно. Она учит выпутываться из нездоровых, вредных или непродуктивных отношений, учит быть независимыми и самодостаточными. Прежде чем уступить другим что-то свое, Иса выжидает и наблюдает очень, очень долго. В ней таятся неимоверная сила и страсть, но открыть их миру она не торопится. «Крепкостойнасвоем, — говоритона. — Ты— этоты. Не надо жертвовать собой ради того, что тебе не нужно; а этот человек тебе не нужен — по крайней мере, не настолько. Будь собой, найди свою точку покоя. Найди свое место силы и будь счастлив». Иса — руна исследователя-одиночки, руна самостоятельного развития и накопления силы. Она не придает ни малейшей ценности тем отношениям, которые могут нарушить святость ее границ. От таких связей она отказывается быстро и безо всяких сожалений. Да и вообще, сожалеть о чем бы то ни было ей не свойственно. Она может осмыслить прошлые ошибки, чтобы исправить их и чему-то на них научиться, но сожалеть о содеянном не станет. Сожаления, с ее точки зрения, — это пустая трата времени и сил, а Иса, как и родственные ей духи льда, ничего и никогда не тратят впустую. При этом Иса прекрасно может работать в группе — не вопреки, а именно благодаря своей самодостаточности. Она не привязывается к коллегам, не размывает границы отношений, не проявляет пассивной агрессии. Всеэтоейненужно. Онауверенавсебеинезависима. Она целостна. Иса ценит эстетическую сторону жизни. Стихии льда присуще обостренное чувство красоты: у каждого ледника — своя песнь, да и сам лед в своем природном окружении великолепен. Но эта красота признаёт необходимость жертв и платы за свое существование. Иса убеждена, что достичь сколько-нибудь достойных целей без упорной, сознательной и тяжелой работы невозможно. А то, что не служит никаким достойным целям, Иса не ставит и в грош. Она, как ни одна другая руна, требует от нас безжалостно выкидывать на метафизическую помойку весь ненужный сор из сердца и души.
Иса/Ис: Снежная королева Госпожа Иса, как подразумевает само ее имя, означающее «лед», выглядит именно так, как мы привыкли себе представлять Снежную Королеву. Высокая, бледная, с голубыми, как тени на снегу, глазами, с волосами, черными, как вода подо льдом, она облачена в белые с серебром одежды. Держится она чопорно и надменно; к большинству людей она относится безо всякой симпатии и не скрывает этого. Однако морочить вам голову Иса не станет: она либо поможет, либо просто уйдет, иногда не преминув отпустить при этом какое-нибудь язвительное замечание. Как и Нит, она отлично умеет говорить «нет» и ставить границы там, где им самое место. «Все когда-нибудь кончается, — говорит она. — Неограниченный рост нарушает равновесие. Некоторые вещи должны оставаться неподвижными, чтобы другие могли двигаться вокруг них». Если вы польстите ее тщеславию, то с большей вероятностью сможете добиться от нее поддержки, потому что на самом деле ей нравится пользоваться своей силой, способной остановить любой процесс даже в самом разгаре. Ни в коем случае не унижайте ее достоинство и не намекайте, что ей стоило бы немного расслабиться, — если, конечно, не хотите превратиться в глыбу льда под ее презрительным взглядом. Из всех местностей девяти миров госпожа Иса, естественно, предпочитает заснеженные равнины Нифльхейма.
Иса, или Ис, Руна Сосульки, — классическое магическое средство остановки процессов. С ее помощью можно «склеить» предметы, сложенные слишком шатко, «приморозить» что-нибудь к земле (теоретически, посторонние по-прежнему смогут поднять эту вещь, но им будет очень неохота это делать), а при большом опыте работы — даже остановить что-нибудь или кого-нибудь на полном ходу. Если вы использовали руну Гар и она потащила вас вверх или вниз слишком быстро, Иса может временно остановить «лифт», так что вы успеете собрать вещи и сойти. Кроме того, Иса замедляет разложение и защищает вещи от нагревания, так что ее полезно рисовать на любых вместилищах из нестойкого материала. Наконец, Иса — хорошая вешка и магнит для Нифльхейма: если вы захотите попасть туда, можете использовать эту руну. Чертится Иса большим пальцем, сверху вниз. Ее цвет — бледно-голубой цвет льда или белый.
Толкование Яна Фриза Иса — единственная из рун, форма которой никогда не менялась, какие бы перемены ни постигали рунический ряд. Символ ее оставался неизменным, и эта «остановка в развитии» — одно из основных значений данной руны. Древнеанглийское is, древневерхненемецкое is и древнеисландское iss восходят к индоевропейскому корню *eis-, что значит «лед, иней». В «Старшей Эдде» встречаются указания на древние эпохи льда, на сотворение жизни из огня и льда и на великанов ледяной стихии — инеистых турсов. Лед — это застывшая вода: жидкость (временно) становится твердой, и ее развитие приостанавливается. Лед холоден, прекрасен и опасен. Под ледяной корой, покрывающей озера, реки и даже прибрежные воды морей, незримо продолжается жизнь — в глубине, во тьме. Ледяной мост может соединить берега, но идти по нему следует очень осторожно и очень медленно. Иногда лед застывает таким образом, что его поверхность испещряют бесчисленные линии, пересекающиеся под разными углами, и глаз опытного гадателя может выявить в этих узорах очертания рун. Кроме того, с руной Иса связан образ горной богини Скади, некогда привязавшей себе на ноги лунные серпы: так были изобретены коньки. Поза руны Иса оказывает неожиданно отрезвляющее действие. Она «замораживает» астральные потоки и сводит мага к простейшей из всех возможных форм — прямой линии, соединяющей небо и землю. Традиция нередко связывает эту руну с образами человеческого «я», и действительно, все наши идентичности — не более чем застывшие образы, в которых мы пытаемся удержать то, что от природы пребывает в вечном движении, в вечном потоке перемен.
Кроме того, Иса связана с древневерхненемецким словом isarn = «священный металл», т.е. «железо». Первое железо — это и впрямь «священный металл», металл, упавший с небес. В нескольких исландских кеннингах лед выступает как символ железа: например, «лед валькирий» (меч) или «лед запястий» (браслеты из железа или серебра). Древнеисландское слово isarn и древневерхненемецкие isin, isenin, isinin означают «железо», но нередко используются как метафоры оружия любого рода. Оружие тоже имеет некоторое отношение к образам человеческого «я», но едва ли имеет смысл распространяться об этом подробно. Жест руны:
Толкование Квельдульфа Гундарссона Из книги "Тевтонская магия" Звук в гальдре: ecceeceeccee (как в английском слове see [си], поется на одной высокой ноте, резкой и напряженной, но абсолютно ровно, без малейших колебаний и отклонений тона). Буква: I. [Лед] — холодный и скользкий; он сверкает и, как стекло, прозрачен, он очень похож на драгоценные камни; красивы эти полы, настеленные морозом. — Древнеанглийская руническая поэма [Лед] мы зовем широким мостом; нужен слепцу поводырь. — Старонорвежская руническая поэма [Лед] — корка реки, и крыша волн, и опасность для обреченных. — Древнеисландская руническая поэма Знаю девятое, — если ладья борется с бурей, вихрям улечься и волнам утихнуть пошлю повеленье. — «Речи Высокого», 154
Руна Иса, «лед», — это сила стихии Нифльхейма. Если суть огня — это энергия, расширение, движение, страсть и перемены, то суть льда — вещественность, сжатие, неподвижность, спокойствие и неизменность. Несмотря на то, что в Нифльхейме хранятся первозданная закваска жизни и первозданный яд смерти, проявиться непосредственно изо льда они не могут: чтобы это случилось, бурлящие воды Хвергельмира должны растопить лед. Стихия льда олицетворяет совершенную неподвижность, а значит, в конечном счете, антиматерию, поскольку без движения, скрепляющего элементарные частицы в составе атома, все сущее распалось бы без следа. Однако в Мидгарде лед, как и огонь, проявляется в умеренном виде: обе эти стихии в некоторой степени присутствуют во всех вещах, и здесь лед — это всего лишь сила, замедляющая энергию и вызывающее уплотнение и сосредоточение. Если руна Феху олицетворяет тепло, плодовитость, жизненную силу и борьбу, то руна Иса воплощает в себе холод, бесплодие, смерть и покой неподвижности. Под «широким мостом» в старонорвежской рунической поэме, по-видимому, подразумевается река, скованная льдом: такой «мост» и впрямь очень широк. В контексте Девяти миров здесь может иметься в виду мост, ведущий в Хель, и тогда во второй строке речь, вероятно, идет о слепом боге Хёде. Не будем забывать, что в сознании древних скандинавов Нифльхейм, мир льда, был тесно связан с миром Хель. Чтобы достигнуть царства Хель, нужно понизить уровень внутренних вибраций; упомянутый мост «широк» потому, что сделать это очень легко, — в сущности, это естественный путь для всякой души после смерти. Противопоставить ему можно очистительный огонь (высочайший уровень вибраций) узкого моста в Асгард — Бифрёста.
Иса, I-руна, — это еще и сила человеческого «я» [англ. I], и в этом отношении она служит мостом, то есть безопасным переходом, через бурные воды (Лагуз) инициации — во-первых, потому что она защищает «я» от растворения, удерживая сознание витки в полной сосредоточенности и защищая его от внешнего давления, а во-вторых, потому, что она служит прочной духовной опорой при путешествии через темную бездну. «Опасность для обреченных», упомянутая в другой рунической поэме, подразумевает, что вступать на этот путь без должной подготовки очень рискованно. Лед вашего «я» может казаться толстым и крепким, но под его сверкающей поверхностью может таиться на удивление хрупкий и тонкий слой, и если вы будете преувеличивать свои магические и духовные достижения в угоду собственному эго, ледяной мост воли не выдержит вашего веса. Так или иначе, продвигаться по этому мосту следует с величайшей осторожностью: Иса — действительно очень «скользкая» руна, и малейшая трещина в ледяной броне вашей сосредоточенности грозит падением в темную пучину. Иса во всех отношениях противоположна руне Феху. Во вредоносной магии ее можно использовать, чтобы навлечь на врага бесплодие, лишить его процветания и изобилия, погрузить его в уныние и подорвать волю к действию. Если Феху — это руна энергии и движения, то Иса — руна оков. С ее помощью можно наложить «оковы войны» и парализовать неприятеля страхом или одержимостью. Она предотвращает или останавливает движение — как в сторону развития, так и в сторону распада. Как руна сдерживания Иса обычно не используется в непосредственной связке с Феху, за исключением случаев, когда с их помощью управляют энергиями Турисаз и Хагалаз. В «Речах Высокого» Иса описывается как «морская» руна: непокорные стихии, которые она усмиряет и берет под свое руководство, отождествляются здесь с бурными ветрами и водами, но с таким же успехом Иса обуздывает любые другие неуправляемые, мятежные энергии.
В личностной сфере эта руна помогает развивать способность к сосредоточению и стабилизировать личность в целом. Но использовать ее надо с осторожностью, чтобы не навлечь на себя или на другого человека апатию или одержимость какой-нибудь навязчивой идеей. Иса успокаивает истерики, снимает гиперактивность и беспокойство. А в силу ее связи с Хель и со льдами смерти эту руну нередко используют для магического возмездия и защиты. В ритуальной практике Иса олицетворяет несгибаемую волю и сосредоточенность мага. Кроме того, с ее помощью можно заглушить душевную или физическую боль. В сочетании с другими рунами Иса может как связывать, так и отгораживать одну руну от другой, чтобы предотвратить их взаимодействие, хотя, как правило, проще и эффективнее изготовить два отдельных таува. Из камней с некоторыми аспектами руны Иса хорошо сочетаются алмаз Геркимера, стабилизирующий мысли и энергии, и хризоколла, успокаивающая разум и облегчающая боли, особенно при женских недомоганиях.