Впечатления от руны Мой личный опыт показывает, с что с этой руной очень тесно связана богиня Сигюн. Сигюн обычно приходит ко мне в необычном обличье — в виде юной девушки, почти ребенка; но Наутиз помогает мне установить связь с более мрачной ипостасью этой богини — с Сигюн, которая держит чашу над головой Локи, спасая Его от капель змеиного яда и тем самым утоляя самую отчаянную Его нужду. Это руна отчаяния и, зачастую, отчаянной храбрости. Кроме того, это руна крепких уз: она сковывает и закрепощает даже самую необузданную энергию. С Наутиз ассоциируются очень сильные эмоции. Но она может помочь нам выстоять перед лицом сильнейшей эмоциональной бури, пережить боль и потрясение. С помощью этой руны мне удавалось остановить и успокоить людей, находившихся в состоянии крайней тревожности. Помимо этого, у руны Наутиз есть и другой, не столь очевидный аспект: «огонь нужды» — это темная, зачастую болезненная, жгучая потребность или голод души, стремящейся соединиться с богами и жаждущей, чтобы Они ее наполнили. Наутиз — руна стойкости, которую мы сохраняем вопреки любым эмоциональным потрясениям. Это жажда, голод и решимость — настолько могучие, что человек, охваченный ими, продолжает идти вперед, даже когда у него не осталось никакой уверенности в победе. По этой причине Наутиз — руна очень важная в духовном отношении: она поможет нам собрать себя по частям и выдержать испытание даже тогда, когда с нас будут сорваны все личины. В Наутиз заключено всё то, что закаляет наш дух и помогает нам вырасти сильными и выносливыми. Именно в этом ее тайна — в выносливости. Наутиз — это огонь, в котором закаляется клинок: она дарует силу и крепость мечу нашего духа; она создает несравненное, совершенное орудие из самого грубого сырья. Каждому из нас в жизни требуется хоть немного Наутиз, а не то мы сдадимся и опустим руки при первом же порыве ветра перемен.
Наутиз — это еще и руна верности, руна следования избранному пути вопреки всем преградам, затруднениям и неудобствам. Это друг, который остается рядом с вами и тогда, когда весь ваш мир распадается на части, и своей молчаливой поддержкой помогает вам собраться и жить дальше. Наутиз — руна терпения и выживания. Она помогает нам закалить и укрепить душу и характер в страданиях и боли. Она придает нашему духу глубину и спокойную силу. Именно поэтому для здоровья души Наутиз необходима. Эта руна помогает преобразовывать опыт в силу и мудрость и наделяет нас теми качествами, без которых невозможно ни обрести доброе имя, ни творить добрые дела. Она дарует устойчивую, постоянную силу. Эти те драгоценные од и хаминья (личная сила и удача), что передаются ребенку от матери; это те жилы, на которых держатся наши связи с предками. Наутиз олицетворяет все те трудности и испытания, которые заставляют нас преодолевать себя. Не следует думать, что Наутиз — это руна одиночества. Напротив, по самой своей природе она подразумевает необходимость взаимодействия с внешним миром. В духовном отношении она заставляет нас осознать, что временами мы попадаем в такие ситуации, в которых всего того, что боги в нас вложили, оказывается недостаточно. В подобных ситуациях нам приходится обращаться к богам напрямую, искать помощи вовне. Если рассматривать эту руну метафорически, как орудие добывания огня, то одна палочка в ее составе — это вы сами, а вторая — сила и власть и богов. При трении двух этих палочек друг о друга рождается огонь, который поможет вам выжить. У каждого из нас — своя Наутиз, свой «огонь нужды». В «ситуации Наутиз» каждый человек сам должен понять, что именно ему надо сделать, чтобы пережить эту ситуацию. Это глубоко личная руна — в том смысле, что действия, необходимые для выхода из критической ситуации, в каждом случае различны. Но, тем не менее, между всеми, кто прошел через испытание этой руны, есть нечто общее. Опыт совместного столкновения с Наутиз может формировать глубокие связи между людьми: на его основе рождается родство душ, истинная дружба и огромное доверие.
Для большинства из нас самые трудные жизненные испытания лежат в духовной области либо так или иначе с нею связаны. Наутиз привносит эту тему в наши дружеские связи. В присутствии тех, кто уже усвоил уроки Наутиз, нам самим становится легче реализовать свою духовную составляющую. Не будем забывать, что огонь был абсолютно необходим нашим предкам для выживания. И, в каком-то смысле, сам огонь — древнейший из наших предков: он связывает нас с первыми людьми, которые жались к огню, спасаясь от ужасов ночи. Все аспекты Наутиз пронизывает память об этой первобытной нужде. Эта руна — искра тепла и света, из которой разгорелась жизнь. Боги и богини, связанные с руной Наутиз: Сигюн.Прочие ассоциации: огонь, орудия для добывания огня (кремень, трут, огневой лучок); обсидиан, гагат, лава; костер, сигнальный огонь; нужда, ограничение, узы; аккуратность и точность в работе; упорство, терпение; боль и мука глубочайшей нужды.
2. Из заметок в блоге С Сигюн у меня ассоциируются две руны. Первая из них — Беркана, а вторая — Наутиз. Моя приемная мать, служившая Сигюн и Локи, называла Сигюн «Госпожой непреходящей силы» и «Госпожой неистощимой милости». Эти эпитеты не только превосходно описывают Сигюн, но еще и раскрывают некоторые важнейшие аспекты руны Наутиз. Наутиз, форма которой символизирует огневой лучок, — это руна суровой решимости и отчаянной нужды. Это «огонь нужды» в буквальном смысле слова — огонь, поддерживающий жизнь. Когда пламя его разгорится и взовьется к небу, погасить его может быть очень трудно. Эту руну призывают в час нужды — и та же самая нужда служит топливом, которым питается ее огонь. Наутиз— этоострейшая, жесточайшаяпотребность. Для меня эта руна олицетворяет все то, что взвесила Сигюн в своем сердце, прежде чем встать на страже над Локи, связанным в пещере, — и, в первую очередь, ее суровую решимость выдержать это испытание до конца и без перерывов. Кое-кто говорит, что Сигюн поступила глупо или проявила слабость, приняв такое решение; но эти люди попросту не понимают, что Сигюн пошла на это не просто из-за слепой привязанности к мужу. Ее любовь — любовь зрячая. Сигюн сознательно выбрала любить и сознательно выбрала хранить свою любовь во что бы то ни стало даже в своем собственном личном аду. Думаю, что отчасти Она поступила так потому, что в противном случае ей пришлось бы предать самые важные и значимые качества собственной души. Другой выбор нарушил бы целостность Ее личности; фактически, он бы Ее уничтожил. И в этом — самая суть руны Наутиз: пламенная верность избранному пути, воля, проводящая насквозь через невыносимое испытание, и готовность выстоять до конца. В этом есть и любовь, и чувство долга, и суровая, неотвратимая нужда. Вот из всего этого и рождается Наутиз — и огонь ее упорен и ярок. Наутиз может показать вам, кто вы есть на самом деле, — если только вы дадите ей такую возможность.
Наутиз — это та точка на трудном и мучительном пути, в которой мы подходим к самому краю гибели и зависаем над бездной. Некоторые в этой точке ломаются, некоторые — просто сдаются. Но для некоторых эта последняя точка становится прочным, как скала, основанием нового опыта — опыта, который поможет отбросить все несущественное, пожертвовать пустыми сантиментами, банальностями и всем, кроме чисто волевого стремления пройти избранный путь до конца. Таким людям Наутиз помогает раскрыть потенциал поистине великолепной личности. «Из страданий рождаются самые сильные души; скалы самых грандиозных характеров изборождены шрамами», — сказал Халиль Джебран. [Эти слова приписываются Халилю Джебрану ошибочно; в действительности они принадлежат американскому христианскому проповеднику Эдвину Хаббелу Чейпину (1814—1880). — Пер.] Это и есть Наутиз; и в этом заключается суть опыта Сигюн. Огонь по природе своей — освящающая сила. Огонь очищает и облагораживает; огонь выжигает всю грязь. Он закаляет металл и стекло, придавая им силу, чистоту и прочность. Но эта же стихия способна опустошать огромные территории, истребляя все на своем пути. О том, насколько жестоким бывает огонь, знают все, кому доводилось наблюдать лесной пожар или перенести тяжелые ожоги. И все-таки тот же самый огонь поддерживает жизнь человечества, позволяет нам готовить пищу, обогревает наши дома и дает возможность производить всевозможные полезные вещи. С огнем связаны несколько рун: Кеназ — это огонь духа и огонь знания, Квеорт — огонь разрушения, ведущего к преображению, Феху — огонь домашнего очага, Совело — огонь солнца. Наутиз же олицетворяет внутренний огонь доблести, не выставляющей себя напоказ. Это пламя, которое продолжает гореть и после того, как все вокруг уже давно выжжено, — последний, но упрямый огонек, потрескивающий посреди горелой пустоши. Это абсолютная преданность делу. И это — то место, где не остается больше ничего, кроме преданности. Наутиз проявляется не только в ситуациях нестерпимого страдания. Она дает о себе знать всегда, когда жизнь бросает нам вызов и толкает нас на борьбу. Она смотрит и ждет: как-то мы встретим эти испытания? Как мы отреагируем на ограничения? Сломаемся — или, наоборот, соберемся с силами и будем держаться, несмотря ни на что? Ослабнем и зачахнем — или, наоборот, закалимся и станем сильнее? Наутиз задает нам вопрос: куда мы пойдем, когда идти будет больше некуда, и как мы поступим, если останется только один путь наружу — через огонь?
Наутиз/Нит: Старуха Нит является в образе старухи, жесткой, прямой, как палка, и сверлящей вас пронзительным взглядом. Она — беспощадная наставница, обучающая выживанию в суровой школе жизни; любой ее урок вы усвоите наверняка, но в процессе это будет не слишком приятно. Нит — судья племени, не официальный, но общепризнанный; это одна из тех старух, с которыми не смеет дурно обойтись даже вождь, знающий, как они остры на язык. Прищурив глаза, она смерит вас взглядом с головы до ног и вынесет свой приговор быстро и немилосердно, а затем сообщит вам, чему именно вы должны научиться, чтобы хоть как-то поправить свое жалкое положение. Иногда это что-нибудь унизительно глупое и простое; иногда — наоборот, что-то такое, чего вы и не надеетесь достичь. Однако предлагать свое наставничество Нит не будет: вы должны сами попросить ее об этом, а затем покорно исполнить любой урок, который она вам назначит. Нит — это сила «огня нужды», того тепла, без которого не смогли бы выжить наши предки, и она же — искусство, которое требуется, чтобы развести такой огонь. Насколько я могу судить, она — жена духа руны Торн и единственная, кто может удержать его в узде. Ее любимый мир — Муспелльхейм, куда она приходит погреть свои старые косточки.
Наутиз, или Нит, — это Руна Нужды, которая помогает защитить нужные вещи, если вам приходится временно оставить их, чтобы затем вернуться и забрать. Начертить на чем-нибудь Наутиз — это все равно, что большими буквами написать:«НЕЛЬЗЯ», «НЕ ТРОГАЙ». Если вы будете думать о чем-нибудь неприятном, чертя эту руну, она впитает соответствующую энергию. Например, когда мне пришлось на время оставить кое-какие вещи в Альвхейме, я защитил их руной Нит, одновременно представляя себе запах и прикосновение холодного железа. От заколдованного таким образом места исходила энергия, внушающая всяким мелким пикси: «Не тронь, это холодное железо». Соединив Нит с какой-нибудь другой руной — например, Огнем, Льдом или Шипом, — можно создать иллюзию, что предмет окажется обжигающим, холодным или каким-то иным образом неприятным на ощупь. Наутиз чертится указательным пальцем. Обе линии проведите сверху вниз, начав с вертикальной. Ее цвет — черный.
Толкование Яна Фриза Нид — руна, сильно пострадавшая от недоброжелательных критиков. В действительности она не так ужасна, как принято считать. Древневерхненемецкие niot и not, готское nauths, древнеанглийское nyd и древнеисландское nauðr означают одно и то же: «нужда, необходимость, давление, принуждение» и т.п. Древнеисландское nauðsyn значит «вынужденный проступок», а njotta — «наслаждаться». Древневерхненемецкие niot, niet, nit — «желание, стремление, влечение к чему-либо», а nietegi — пресловутое «плотское вожделение». Древнеанглийское neod — «желание, страстное стремление», а nyt — «понуждение, долг» или даже, в некоторых случаях, «должность». Во всех этих значениях присутствует идея необходимости, но далеко не всегда с тем оттенком «голода и недостатка», которому отдают предпочтение некоторые исследователи. Дело доходит до того, что в 18-рунную систему вводят — безо всяких на то исторических оснований — современную руну «eh», которая выглядит как зеркальная Нид и призвана противопоставить гнетущей и мрачной атмосфере Нид жизнеутверждающую идею брачного союза (нем. Ehe). Однако в своем изначальном смысле руна Нид могла означать просто некий дисбаланс — неуравновешенную позу в танце, требующую продолжения. Другая возможная интерпретация этого символа, через индоевропейский корень *kn- — «сдавливать, стягивать, толкать, месить, связывать», приводит нас к образам узла, вязания и сетей. Нид — руна связывания и распускания узлов, соединения и разделения. Узел — это место/событие. Таким образом, перед нами — сеть, которую плетут сами норны (nyrnir = «ткачихи»), паутина всей реальности. Все события рассматриваются как взаимодействия между силовыми линиями, в совокупности образующими сеть судьбы. Там, где две личности, два события или две идеи встречаются друг с другом, линии жизни их обоих меняются; они, так сказать, обмениваются жестами (в том смысле, который вкладывал в это слово Кастанеда) и продолжают развиваться дальше с учетом того опыта, который приобрели в точке своего взаимодействия. Каждый ритуал, каждое значимое событие или опыт — узел в ткани этой великой сети. Руна Нид обозначает связи: связи между известным и неведомым; связи, которые возникают от голода, и связи, которые рождаются от полноты бытия; чары, которые мы творим, чтобы восполнить недостачу, и узы любви, которые мы созидаем в радости вместе со своими возлюбленными. Под покровительством этой руны находится магия узлов. Когда мы завязываем или развязываем узел в миг полной осознанности, возникающая или распадающаяся при этом связь меняет картину целого. Та модель, которую мы вложили в этот узел, распространяется на великую сеть всей жизни.
Следует отметить, что в некоторых источниках зеркальная форма Нид используется наряду с обычной в том же самом значении. Поэтому никакого смысла в том, чтобы вводить современную версию «eh», я не вижу. Идея «узла», входящая в комплекс значений Нид, естественным образом присутствует и в ритуале бракосочетания, неважно, добровольного или вынужденного. И, наконец, еще одна интересная интерпретация — отождествление Нид с огневым сверлом или лучком, при помощи которых в древности разводили огонь, как то описывает Фрэзер в «Золотой ветви». [Имеется в виду описанная Фрэзером шотландская традиция разведения огня на Бельтайн: «…жители каждой деревушки начали самостоятельно отправлять этот ритуал на каком-нибудь холме или возвышенности, вокруг которой пасся скот. Утром туда направлялась молодежь и вырывала канаву, рядом с которой для всей компании устраивалось сиденье из дерна. В середине канавы складывали хворост или другое топливо; в старину его поджигали огнем, добытом с помощью трения. И хотя уже много лет люди довольствуются обычным огнем, мы сейчас опишем этот процесс, потому что, как выяснится в дальнейшем, в исключительных случаях они продолжают пользоваться огнем, добываемым с помощью трения. За ночь до этого тушили все без исключения огни в округе и на следующее утро готовили топливо для священного огня. По-видимому, наиболее примитивным методом пользовались жители островов Скай, Мулл и Тири. Добывалась хорошо просушенная дубовая доска, посередине которой просверливалось отверстие. Затем брали сделанное из того же дерева сверло, конец которого прилаживали к отверстию. В некоторых местах три раза повернуть сверло должны были три человека, в других для того, чтобы повернуть его три раза, требовалось девять человек. Если кто-нибудь из них был повинен в убийстве, прелюбодеянии, краже или в каком-нибудь другом тяжком преступлении, считалось, что огонь не загорится или не будет обладать должными свойствами. Как только от сильного трения появлялся огонь, к нему подносили растущий на березах легко воспламеняющийся пластинчатый гриб. Предполагалось, что огонь этот послан с неба, вследствие чего ему приписывали разного рода полезные свойства. Считалось, что он предохраняет от козней ведьм, служит наилучшим средством против злокачественных заболеваний как у людей, так и у скота, что с его помощью будто бы можно обезвредить самый сильнодействующий яд». — Пер. М.К. Рыклина.]Жест руны:
Толкование Квельдульфа Гундарссона Из книги "Тевтонская магия" Звук в гальдре: nnnnnnn. Буква: N. [Нужда] стесняет грудь, но для смертных она все равно нередко бывает спасеньем, если они не промедлят ее утолить. — Древнеанглийская руническая поэма [Нужда] — причина злосчастья; на морозе нагой замерзает. — Старонорвежская руническая поэма [Нужда] — горе рабыни, и угнетенье, и тяжкий труд. — Древнеисландская руническая поэма Знаю восьмое, — это бы всем помнить полезно: где ссора начнется средь воинов смелых, могу помирить их. — «Речи Высокого», 153