Комментарий K-руна олицетворяет таинство возрождения через жертвенную смерть. Это огненная руна — руна факела как управляемого огня (в отличие от более первобытной и архетипической силы огня, представленной F-руной). На ритуальном уровне kenaz — это огонь творения и алтарный огонь, пламя домашнего очага и кузнечного горна; огонь, подвластный человеку и служащий его целям. Кремация как погребальный обряд облегчает перенос психических компонентов психосоматического комплекса в новые формы и не позволяет им вернуться в формы старые, отжившие свое. На алтарном огне мясо жертвенного животного превращается в священную пищу, угодную и богам, и людям. Огонь всегда рассматривается как преображающая и возрождающая сила. Kenaz — это способность и воля к порождению и созиданию. Таким образом, это руна художников и ремесленников, а также технических аспектов магии. Вполне очевидно, насколько в этих областях важен управляемый огонь — то есть управляемая энергия. Управляемая сила человеческой психики соединяется с управляемой энергией природы, и в результате из рук мастера выходит искусное изделие. Kenaz — «человеческая» руна, руна человечества. K-руна заключает в себе многие знания и навыки: это владение информацией в сочетании с практическим мастерством. Еще одно значение kenaz — тайна возникновения третьего из сочетания двух начал. K-руна соединяет противоположности эстетичным образом и воплощает в жизнь плоды этого союза. Это руна человеческой страсти, вожделения и сексуальной любви как положительных понятий. Это эмоциональный корень творчества во всех областях деятельности. С данным аспектом kenaz во многом связана богиня Фрейя. Кроме того, kenaz связана с понятием родства [англ. kin] и, в особенности, с той частью клановой традиции, которая утверждает единство живых и умерших членов клана как некую синкретическую форму разумной жизни.
Ключевые слова: Управляемая энергия Мастерство Преображение Возрождение Воля к порождению Сексуальное желание Творчество Гальдр: kenaz kenaz kenaz ku ka ki ke ko kun kan kin ken kon ok ek ik ak uk kaunnnnnnnn Стадха: Стоя прямо, поднять правую руку под углом 45°, а левую опустить под таким же углом. Ладонь правой руки, обращенная наружу, черпает силу, а пальцы левой руки, сомкнутые и вытянутые, направляют эту силу в проявленный мир.
Магическое применение 1. Развитие мастерства и навыков во всех областях. 2. Творческое вдохновение. 3. Поляризация высокого уровня как орудие деятельности. 4. Операции восстановления и исцеления. 5. Любовь (в особенности сексуальная).Талисман: Для того, чтобы улучшить здоровье, получить творческое вдохновение, получить советы своего внутреннего руководства. Изучает оккультизм. Просветление того, что скрыто. Контролировать и манипулировать энергиями в пределах. Руны магии используется также для тонизирующего свойства.
2. Из книги "Руническая традиция: учебник эзотерической рунологии". Это руна творчества — или, в более точном соответствии с германской терминологией, способности к созиданию форм. Символом этой способности служит управляемый огонь — факел, а также домашний очаг, алтарь, кузница и погребальный костер. Все эти проявления огня служат человеку в его стремлении формировать и преображать самого себя и окружающий мир. В человеческой личности это тот яркий свет, который называют «харизмой». В рунестере он горит всегда, но ярче всего вспыхивает в «рабочем состоянии» — когда вдохновение идет мощным потоком, но физическая активность затруднена. Кеназ — это корень всех технологий, руна ремесленников и «искусников» — Виланда (скандинавского Вёлунда) и Локи. В этой же руне заключена тайна глубинной связи между сексуальностью и творчеством, играющая столь важную роль на одиническом пути. Скрытая подоснова Кеназ — принцип растворения, будь то органическое разложение (ср. древнескандинавское название этой руны — kaun [«язва, нарыв»]) или распад в огне (факел). Это растворение необходимо для последующего воссоздания в новом обличье — в соответствии с замыслом и намерением творца. В каком-то смысле это часть solve в составе алхимической формулы «solve et coagula» («растворяй и сгущай»). Части coagula здесь будет соответствовать — рекомбинация компонентов в преображенную самосознающую субстанцию: . Во многих отношениях K-руну можно охарактеризовать как кульминацию процесса, начавшегося в A-руне и развившегося в руне R, — процесса рациональной обработки вдохновения.
Толкование Фрейи АсвиннИз книги "Руны и мистерии северных народов"Традиционное значение: факел, свет.В древнеанглийской рунической поэме говорится:Факел знаком Всем живущим — пламя Слепит и сверкает. Вхож он туда, Где родня короля Собралась на отдых.Большинство знатоков рун толкуют название Кеназ как «факел», а факел испокон веков считался символом знания, сознания и ума. Kenaz означает «знать»; английский диалектный глагол ken, а также голландский и немецкий kennen переводятся как «знать [что-либо], быть знакомым с [чем-либо]».Более того, все эти глаголы означают не только «знать», но и «уметь, быть способным [к чему-либо]». С Кеназ связано голландское слово kunst, которое можно перевести как «искусство» и «ремесло» и которому в английском соответствует слово cunning — «уменье, ловкость, искусство». Кеназ обозначает способность находить, приобретать, применять и распознавать, а также символизирует учёбу и процесс обучения.Основной смысл Кеназ — факел, тот факел знаний, который надлежит передать последующему поколению родственников, в современном английском именуемых kin, а в древнеанглийском — cyn (оба эти слова имеют древнеанглийское происхождение и связаны со с словом «Кеназ»). В своём основном значении kin — это члены одной семьи, кровные родственники. Однако kin можно интерпретировать и шире — как группу единомышленников, принадлежащих к одному племени. Древнеанглийское слово cyning также связано с «Кеназ». Cyning означает «король» (англ. king); не случайно в древнеанглийской рунической поэме упомянута «родня короля». В северной эзотерической традиции каждый король — потомок Водана. Он должен быть «факелоносцем» — средоточием коллективной души, сознания и совести своих подданных, а также носителем «хаминьи», то есть удачи своего народа. В других мистических традициях древности, таких, например, как египетская, царь вдобавок выступал верховным жрецом в мистериях.
Утратив большую часть своих древних знаний, мы всё же не лишились права предположить, что в старину схожих обычаев придерживались и в северных странах. А в наши дни «родня короля», упомянутая в этой рунической поэме, может пониматься, скорее, в духовном смысле, а именно, как посвящённые — духовные потомки Водана, озаряющие мир светом эзотерического знания. Кеназ символизирует внутренний свет, твёрдую уверенность в своём происхождении от богов, королей и племенных вождей и ответственность за то, чтобы нести в мир просвещение и в надлежащий срок передать факел знания в руки потомков. Атрибуты Кеназ на психологическом уровне — ясность мышления, прозорливость, самосознание, врождённые или наследственные знания, уверенность в себе, доверие к своей интуиции и, наконец, умение сосредотачиваться и предпринимать решительные, целенаправленные действия. В сочетании с Райдо — руной, указывающей дорогу, — Кеназ озаряет светом эту дорогу, чтобы мы знали, куда идти. Сообща они направляют нас на верный путь. Стихия руны Кеназ — укрощённый огонь. Это огонь энтузиазма и вдохновения, а также огонь, служащий кузнецу (к примеру, огонь в кузнице Вёлунда). Один из богов, воззвать к которым позволяет Кеназ, — Хеймдалль, именуемый «сияющим асом». Именно Хеймдалль обучил руническим мистериям своего потомка — человека по имени Кон. (Об этом говорится в «Песни о Риге» — одной из эддических песней, которые необходимо изучить всякому, кто желает работать с рунами.) Иными словами, обитатели Мидгарда получили руны от Хеймдалля. В магии эта руна служит различным целям. Самое очевидное её применение — для обретения знаний, а точнее — оккультного знания. В гадании Кеназ можно использовать для исследования глубинных истоков тех проблем, которые обнаружились при толковании расклада, для прояснения скрытых причин и неявных предпосылок. Кеназ может проявляться как внутренний свет — как факел, освещающий нам путь, когда мы пытаемся проникнуть в неведомые уголки внутреннего мира. Может она стать и оружием, отгоняющим нежелательные влияния, подобно тому, как свет рассеивает тьму. Но с таким же успехом её можно применять для привлечения благотворных влияний. Всё зависит от характера магической операции и от того, какие ещё руны в ней используются. Кроме того, Кеназ способствует выявлению скрытых, неизвестных или непризнанных сторон нашего «я», а также наших или чьих-то ещё тайных побуждений.
Руну Кеназ можно использовать как астральные врата — как символ, который, выражаясь оккультной терминологией, можно спроецировать по ту сторону завесы, тем самым подав обитателям иного мира знак, что вы отправляетесь в астральное путешествие ради знаний или за ответом на какой-либо конкретный вопрос. Кроме того, Кеназ символизирует преобразующий огонь погребального костра — в частности, костра, на котором было сожжено тело Бальдра. Поэтому Кеназ может служить своего рода маяком, символом внутреннего света, который будет освещать нам дорогу при путешествии в подземный мир и обратно, — а это необходимо, ибо путь в царство мёртвых полон опасностей. В эддах повествуется о том, как Один вызвал дух мёртвой вёльвы и вопросил её о судьбе Бальдра. Войти в изменённое состояние сознания можно различными путями. Но какой бы метод мы ни избрали, Кеназ поможет нам вспомнить приобретённый опыт после возвращения к нормальному состоянию. Райдо символизирует путешествие, Эваз служит средством передвижения, Хагалаз обозначает Хель — конечную цель путешественника в подземный мир, а Кеназ олицетворяет внутреннее руководство при переходе от одной реальности к другой, от одного состояния сознания к другому. Эти четыре руны можно объединить в вязь, которая поможет вам в подобном путешествии. Некоторые немецкие специалисты, в том числе Горслебен, утверждают, что с Кеназ связана богиня Фрейя. Понять, на каких основаниях они проводят такое соответствие, мне удалось далеко не сразу. Однако отдалённая связь с женскими мистериями у этой руны всё же есть: именно Фрейя обучила Одина сейду — разновидности ведовства, включающей в себя так называемую сексуальную магию. Мы уже видели, что идея обучения — часть символики Кеназ. Среднеанглийское слово cunt [грубое название женского полового органа. - Пер.] родственно современному cunning («уменье, ловкость, искусство»); не исключено, что оно гораздо древнее основного слоя среднеанглийской лексики и относится к древнему общегерманскому языку. Об этом свидетельствуют некоторые родственные слова и понятия. Альфред Каллир в книге «Знак и замысел» (Alfred Kallir. Sign and Design) пишет, что «…основной смысл руны Кен выражен в древнеанглийском cennan, имеющем два значения: ‘порождать’ и ‘делать очевидным’». В той же книге руна Кен уподобляется по форме женским половым органам, и всё это вместе взятое даёт дополнительную пищу для размышлений.
Традиционное значение: факел. Древнеанглийская руническая поэма: Cen byþ cwicera gehwam, cuþ on fyre blac ond beorhtlic, byrneþ oftust ðær hi æþelingas inne restaþ. Факел знаком всем живым — светлое яркое пламя; всегда он горит, где в палатах сидят князья. Старонорвежская руническая поэма: Kaun er barna bolvan; bol gorver nán folvan. Язва — погибель детям; по смерти бледнеет труп. Исландская руническая поэма: Kaun er barna böl ok bardaga [för] ok holdfúa hús. flagella konungr. Язва — детям погибель, и больное место на теле, и жилище гниенья. Современная руническая поэма Э. Вонгвизит: Ты, огонь откровений! Ты, дарующий ясность! Молот, бьющий и бьющий, извлекающий суть железа, облекающий душу стали звонким телом, что ей созвучно, ослепительно ярким, как ты, нерушимым двуострым клинком! Ты поёшь свое имя в созиданье всего, что не может оставаться во тьме и забвенье, что стремится на свет под руками мастеров, озаренных тобою, — неустанных искателей правды. Ибо правда — это расплав, пылающий в горне твоем. Правда — вздохи мехов, раздувающих пламя твое. Правда — меч необорный, что сошел с наковальни твоей и, во зло ли, во благо, дожидается часа вступить в вожделенную битву.
Впечатления от руны Кеназ дает нам возможность претворять замыслы в жизнь. Она превращает умозрительное в осязаемое. Это скорее свет, чем огонь, — спокойное, мягкое озарение на всех уровнях. Она выявляет правду и раскрывает суть любого кеннинга. Кеназ — символ вечного пламени духа. Это руна смекалки, а также сноровки мага и шамана (связанная, среди прочего, с искусством оборотничества). Это тепло гостеприимного, чисто прибранного и духовно значимого домашнего очага — символического средоточия дома. Это руна освящений, благословений и праздников, в том числе духовных. И это же — руна центрирования и здоровья. Она защищает от негативных энергий и освящает жилище, поскольку огонь по природе своей — очистительная стихия. Кеназ — это руна воплощения идей в реальность. Творческий огонь, пробужденный руной Феху, в Кеназ вызревает и приносит плоды. Также это руна солнечного сплетения — энергетического центра воли. Она помогает очистить гнев от чувства горечи и направить его на разоблачение обманов и на выявление того, что нуждается в изменении. Кеназ связана с Сагой — богиней сказаний, ученичества, памяти, летописей и родословных. С этой руны хорошо начинать работу с предками (так же как и с руны Отила, хотя Кеназ по ощущению — более личная). Вследствие лингвистической связи со словом kin («родня») Кеназ также символизирует духовную связь с нашими предками — тот канал, по которому в наши души изливается их совокупная мудрость. Кеназ — очень важная руна в шаманской работе любого рода. Это факел, искра сознания, освещающая нам путь во внутренней тьме. Это сокровенная искра божества в каждом из нас. Это знания, помогающие нам адекватно использовать информацию, полученную в шаманских путешествиях. Я толкую ее как руну высокого мастерства и терпеливой, тщательной и аккуратной работы. Кроме того, это руна учителей и наставников, руна божественного присутствия и пробуждения или воспламенения магической воли. Это руна взаимосвязей между всем сущим. Однажды я увидела ее в образе ока Одина, отданного в уплату за мудрость; и в этом качестве ее можно истолковать как ключ к ясному пониманию и осознанности на всех уровнях. Она дарует нам способность видеть суть, не обманываясь внешностью, а также укрепляет в нас волю к поискам знаний и опыта. Собственно, она сама и есть воля, поднявшаяся над мелочным стремлением к одним лишь материальным благам.