Кроме того, Кеназ связана с тотемами в обличьях животных, растений или камней. Она открывает нам возможность дотянуться достучаться и до них, учит работать с этими тотемами и общаться с ними уважительно. Кеназ гораздо теплее, чем Ансуз, но она тоже проясняет ум, помогая разобраться в спутанных чувствах. И наоборот, в перевернутом виде она может затуманить внутреннее зрение и перекрыть человеку доступ к магической работе и на астральный план. В гадании Кеназ иногда выпадала мне как указание на личные отношения между людьми, но чаще дружеские, чем романтические. Также она может означать справедливое распределение обязанностей и серьезные отношения между учителем и учеником, основанные на честном взаимообмене. Иногда она указывает на возможности для развития и обучения, а иногда может предвещать духовное пробуждение. Рано или поздно вы непременно найдете Кеназ в мире своей души — и, отыскав ее, поймете, что готовы защищать ее любой ценой. Если огонь Кеназ в человеке угас, это настоящая катастрофа — фактически, духовная смерть. Это очень личная и в высшей степени духовная руна. Все, что вы в нее вкладываете, абсолютно бесценно. Она управляет многими важнейшими, основополагающими компонентами жизни и духовного сознания. Она несет свет; без нее у нас не осталось бы ничего, кроме тьмы и отчаяния. Кеназ необходима каждому, потому что она ведет и направляет нас, подсказывает, куда нам идти и, что еще важнее, куда нам ходить не следует. В этом отношении она родственна Хеймдаллю, Стражу Асгарда. Она высвечивает правильные связи. Всякий раз, как вы сталкиваетесь с чем-то, что кажется исключительно важным для вашей души (и вызывает чувство, что «это правильно, и мне обязательно надо это сделать или изучить»), знайте, что вы встретились с Кеназ. Бывают люди с «хорошей» Кеназ и люди с «плохой» Кеназ — и трудно себе представить две категории людей, настолько друг с другом несхожих. Эта руна должна всегда гореть в нас чистым и сильным пламенем. Пренебрегать ею — смертельно опасно. Боги и богини, связанные с руной Кеназ: Один, Хеймдалль, Сага, Сив, Вёлунд.Прочие ассоциации: огонь, просветление, обучение, ученичество, родственные связи, факел, глаз Одина, топаз, цитрин, тигровый глаз, ладан, ракитник, табак, родство с богами.
Кауназ/Кен: Кузнец Кен предстал мне в образе кузнеца, работающего в своей кузнице. Он высок, силен и мускулист, с прямым и пронзительным взглядом, пятнами сажи на лице и зачесанной назад гривой длинных волос. У меня сложилось впечатление, что иногда он может принимать облик дверга, тем более что его излюбленное место — пещеры и кузни Нидавеллира. Но мне он предстал в совершенно человеческом обличье. Ритмично ударяя своим молотом по наковальне, он рассуждал об истине как огне, который плавит металл и выжигает все шлаки, и как молоте, которым Жизнь выковывает нас и делает нас сильнее. Он очень прямолинеен и чужд всякого светского лоска; он всегда говорит то, что думает, и с некоторым презрением относится к тем, кто привык плести кружева изящных словес. Иногда его речи причиняют настоящую боль, обжигая, как пламя, или ударяя молотом в самые чувствительные места, — и он не щадит никого. Кен вторгается в вашу жизнь с шумом и грохотом и делает то, что считает нужным; но после того, как он уйдет, воздух, по крайней мере, станет чище, даже если кого-нибудь особенно хрупкого придется потом долго откачивать. Когда общаешься с ним, нередко чувствуешь запах дыма и железа..
Кауназ, или Кен, — Руна Огня и Руна Истины. Если вы начертите ее перед любым говорящим с вами существом, то, вероятно, начнете интуитивно чувствовать, говорит ли оно вам правду или лжет. Кроме того, с помощью Кен можно пометить как вешку костер, который вы развели сами, но от которого должны на какое-то время отойти (только, пожалуйста, не оставляйте костер вообще без присмотра: пусть за ним приглядывает ваш помощник!), или свечу, или факел. Также эта руна помогает разжечь огонь. Если вы пользуетесь каким-нибудь древним орудием для добывания огня — например, деревянной палочкой, палочкой с луком или кремнем и кресалом, — нарисуйте на них Кен. На палочку с луком добавьте руну Нит, а на обычную сверлильную палочку — руну Квеорт. Кен чертится средним пальцем, сверху вниз. Ее цвет — красный.
Толкование Яна ФризаКен — загадочная руна. Ее символика во многом связана с огнем, но не древним огнем (Феху) и не солнечным пламенем (Сигиль), а огнем, как тот проявлен в мире людей. Древневерхненемецкое chien и древнеанглийское cen означают кусок дерева, который откалывали от полена и использовали как лучину. По сей день словом kienspan в немецком языке обозначают щепу соснового дерева, служащую для растопки, а сосновые шишки называют kienäpfel. Древнеисландский глагол kynda означал «разжигать (огонь)» (ср. английский глагол kindle с тем же значением).Чтобы изготовить лучину, надо расщепить или расколоть (др.-англ. cinan) дерево, и сама форма этой руны — , K или — напоминает расщеп (др.-англ. cinu). В руническом манускрипте из монастыря Санкт-Галлен утверждается, что < одновременно и «отколота (от)» и «прилеплена (к)». В таком неоднозначном описании эта руна может толковаться двояко: форму можно интерпретировать как стену с «прилепленным» к ней факелом, а форму — как лучину, «отколотую» от полена. Упоминаемая в рунических поэмах «язва» жжет, как огонь. К индоевропейскому корню *kenk- («гореть») восходит современное английское hunger («голод»): чтобы продолжать гореть, пламя должно постоянно что-нибудь пожирать.Кроме того, в рунических поэмах упоминаются болезнь и смерть. В некоторых строях футорка (например, в той же рукописи из Санкт-Галлена) помещается в конце первого ряда и выбивается из обычного порядка. Косвенным образом эта руна связана с немецким Kahn («лодка»), древнескандинавским kan («ладья, чаша») и древнеисландским gin,kin («нос корабля» или «зев», как в ginnungagap = «зияющий зев» пустоты, окружающей мироздание). Ладью часто использовали в обрядах погребения. Иногда над погребальной ладьей насыпали курган, а иногда ладью с телом покойного спускали на воду и поджигали, как в описании похорон Бальдра из «Старшей Эдды».
Некоторые авторы придают важное значение тому, что в одной из рунических поэм в связи с Кен упоминаются этелинги (представители знати), и связывают с понятием кровного родства (от др.-англ. cyn = «народ, племя, род»). Главы клана в древнеисландском языке обозначались словами konung («король») и kona («королева»). Надо полагать, люди, облеченные подобной ответственностью, — первые в очереди на раздачу язвы желудка. Другие авторы возводят к древнескандинавскому kuna, что значит «молодая девушка». Если рассматривать как стилизованное изображение расщепа, то символическая связь налицо; но существует и другая, не менее значимая форма этой руны — , вызывающая фаллические ассоциации. Обе эти формы связаны с огнем. Жест руны:
Толкование Квельдульфа Гундарссона Из книги "Тевтонская магия" Звук в гальдре: keh-keh-keh (ке-ке-ке; звук «к» произносится мощно и твердо, но быстро сходит на нет, как звук колокола при резком ударе. Этот гальдра-звук не тянется, как звуки большинства других рун, но и не обрывается мгновенно, как звук Турисаз, а, скорее, быстро угасает естественным образом). Буква: K, С (твердый звук). [Факел] всяк узнаёт по огню: он ясен и светел, он обычно горит, когда атлинги отдыхают в палатах. — Древнеанглийская руническая поэма [Язва] — проклятье детей; человек бледнеет от горя. — Старонорвежская руническая поэма [Язва] — несчастье детей, и кара небес, и жилище гниющей плоти. — Древнеисландская руническая поэма Знаю шестое, — коль недруг корнями вздумал вредить мне, — немедля врага, разбудившего гнев мой, несчастье постигнет. — «Речи Высокого», 151
Происхождение смысла Кеназ — одна из самых больших загадок во всей рунической системе. Два названия этой руны — «факел» и «язва, нарыв или опухоль», —на первый взгляд, никак между собой не связаны. Но не исключено, что разгадку этой мнимой дихотомии следует искать в изменениях погребальных обычаев в культуре древних германцев. В более древний период тело умершего помещали в открытую камеру внутри кургана и оставляли гнить до тех пор, пока плоть не начнет легко отделяться от костей, которые впоследствии (возможно) окончательно предавали земле [Davidson, H. R. Ellis. Pagan Scandinavia, p. 35]. Это и есть «жилище гниющей плоти», о котором говорится в древнеисландской рунической поэме. Древнеанглийская поэма была написана позже, когда обычаи изменились и для очищения костей от плоти стали использовать огонь, а не естественные процессы разложения. В обоих этих значениях Кеназ говорит о подготовке трупа к погребению в кургане. На эзотерическом уровне это подразумевает инициацию, проходящую внутри кургана, — инициацию, запечатленную в образе кузнеца, который расчленяет тело соискателя на куски и перековывает его кости. Альв-кузнец в роли посвятителя — весьма распространенный в германской мифологии персонаж. Слабые отголоски инициаций подобного рода обнаруживаются в песни о Вёлунде (Виланде), хотя избранный этим легендарным кузнецом способ возмездия хранит лишь самую туманную память о былой ритуальной функции посвятительного расчленения. Огненная инициация — это уже посвящение иного уровня, предназначенное для королей и шаманов. Отзвуки ее можно различить и в том же сказании о Вёлунде, и — более явственно — в эддических «Речах Гримнира», где Один, девять ночей терпящий пытку огнем, излагает в песнях ритуальные знания, тем самым и обретая новые силы, и возводя в королевское достоинство своего слушателя — юного Агнара, сына конунга. Кеназ управляет древним искусством кузнеца и всеми знаниями, находящими практическое выражение в искусной работе. Ее действие — это очищение для последующего преображения, как свидетельствует о том строфа из «Речей Высокого»: при помощи этой руны энергия вредоносного заклинания, посланного врагом, обращается во зло самому врагу и во благо его жертве. Инициация кузнеца/короля, по-видимому, предназначалась только для мужчин, однако подземными ритуалами правит украшенная ожерельями богиня земли, которая первоначально была известна под именем Нертус, а позднее стала Фрейей, «Госпожой». Эта богиня властвовала над силами смерти и плодородия, тесно связанными друг с другом, как пойдет о том речь позднее, в главе о руне Беркано. Руна Кеназ символизирует сексуальный огонь Фрейи (Феху), обретший форму благодаря искусству и знаниям кузнеца. Лучше всего связь этих понятий прослеживается в сюжете о том, как Фрейя приобрела свое ожерелье/пояс Брисингамен («сверкающее»), в котором сосредоточена большая часть ее силы. Увидев четырех карликов, ковавших это золотое ожерелье, Фрейя выкупила его у них за четыре ночи любви — иными словами, передала им в форме сексуальной энергии свою огненную мощь, благодаря которой кузнецы смогли довести свою работу до совершенства.
Итак, Кеназ — это сила Феху, подчиненная сознательной воле и направленная на созидание. Это руна уничтожения ради восстановления в преображенном виде. Ее можно использовать во всех актах художественного творчества, в которых замысел, или огонь, должен расплавить неочищенное золото земной материи и воссоздать его по образу и подобию этого замысла в земном бытии. В руках опытного мага Кеназ высвобождает дух для полета к источникам силы, как говорится о том в «Песни о Вёлунде» и в «Речах Гримнира». Кеназ (зачастую в сочетании с другими рунами огня) используют для обретения власти над сексуальными энергиями. С ее помощью можно также направить эмоциональную силу на достижение определенной цели и на управление чувствами других людей. Как руна, тесно связанная с наследственной царской властью и с курганом, где обитают предки, Кеназ полезна для проверки и пробуждения тех способностей, которые передались вам либо от кровных предков, либо от ваших же прошлых инкарнаций. О таком ее применении свидетельствует «Песнь о Хюндле», где Фрейя заставляет пещерную ведьму Хюндлу перечислить имена всех предков своего возлюбленного, Оттара, дабы тот обрел свое законное наследие. Кеназ — это источник яркой харизмы, горящей, подобно факелу, в истинном вожде [Thorsson, Edred. Runelore, p. 119]; это руна короля. Как руна огня, горящего внутри кургана, Кеназ ассоциируется с драконом, или вирмом, — духом тайных, извилистых путей Вирда. Вредоносная сторона Кеназ — уничтожение без восстановления или же неуправляемое созидание форм. Первое может проявляться как некроз тканей, второе — как раковая опухоль. В ритуальной практике Кеназ — это факел или свеча, управляемый огонь, символизирующий волю витки во всех сферах, в которых тот работает. В сочетании с другими рунами Кеназ помогает придать их силе требуемую форму и выбрать те проявления их сути, которые витки желает призвать в данный момент. Из камней с Кеназ связаны кремень (из которого изготавливали древнейшие орудия труда и с помощью которого человек обрел власть над огнем), огненный агат и огненный опал (которые помогают управлять сексуальной энергией и усиливают творческие способности), а также дымчатый кварц, хорошо сочетающийся и с руной Эйваз.
Толкование Кеназа Филана Из заметок в блоге В зависимости от того, к какой из рунических поэм вы обратитесь, представления об этой руне у вас сложатся самые разные. Наиболее распространенная на сегодняшний день интерпретация основывается на древнеанглийской поэме, в которой Кеназ описывается как «факел», «ясный и светлый» огонь, несущий свет всем, кто сидит в палатах. Но в норвежской и исландской поэмах эта руна трактуется как «язва» и связывается со смертью. Иными словами, в одном толковании Кеназ означает свет и просветление, а в другом — болезнь и гибель. Как оно часто бывает, в этом парадоксе скрываются великие тайны — и великие силы для тех, кто сможет примирить эти мнимые противоположности. Не случайно посвятительные ритуалы зачастую включают в себя церемониальную смерть и возрождение. Превращение из чужака в посвященного подразумевает глубокие перемены как во внутренней, так и во внешней жизни соискателя. Посвящение само по себе не открывает доступа к Таинствам: оно дает лишь членство в определенной социальной группе, сопряженное с новыми правами и обязанностями. Но все же посвящение может изменить человека до неузнаваемости, и эти перемены подчас оказываются травматическими. При инициации, знаменующей переход от ребенка к взрослому, человек оставляет позади весь детский образ жизни, в котором были не только свои горести, но и свои радости. Кеназ напоминает нам о том, что за мудрость надо платить и что огонь не горит без топлива. Погасить огонь Кеназ нелегко: если вы попытаетесь сдерживать его, он все равно будет рваться наружу и, в конце концов, прожжет себе путь к свободе, подобно язве, разъедающей кожу. Те, кому довелось пережить «шаманскую болезнь» (глубокие психические и физические изменения, иногда происходящие со служителями богов, когда последние пытаются лучше приспособить своих избранников к выполнению их долга), знают по собственному опыту, насколько мучительным может быть процесс просветления. Язвы, с которыми ассоциировали Кеназ норвежские и исландские поэты, также отмечали своих обладателей как людей особого сорта — не как бессердечных и опасных магов, но как прокаженных, которых все чурались и гнали прочь от человеческого жилья.
Но если научиться давать огню Кеназ управляемый выход, он может превратиться в пламя вдохновения. Кеназ связана с кузнечным делом, с преображением руды в оружие, доспехи и произведения искусства. Кроме того, огонь этой руны может очищать, прижигать раны и выжигать всю грязь. Как в христианской легенде о нисхождении Святого Духа в образе языков огня, Кеназ может воспламенить вас духовным рвением. Если вас одолела апатия или чувство, что вы утратили «огонек» в своей работе или в личных отношениях, Кеназ может раздуть старые угли и вернуть былую страсть. Это не ослепительное мистическое вдохновение Вуньо: Кеназ — гораздо более практичная руна. Она лишь выводит из тьмы или подсказывает изящное решение проблемы; пути богов ее интересуют меньше, чем наши земные пути. Но несмотря на это (и вот еще один парадокс!) Кеназ тесно связана с Божественным. Это тот творческий огонь, который украл с небес и принес смертным титан Прометей; это точка встречи Духа с Материей — встречи, подобной столкновению Огня и Льда, породившему Девять миров в скандинавской мифологии. Кеназ делает мирское святым, а священное — полезным. Это та искра божественности, которая горит в каждом из нас; это свет, напоминающий нам, откуда мы пришли и куда мы идем; это пламя, которое мы питаем собственным телом и собственной жизнью. Это огонь, выжигающий из нас все шлаки и тем возвышающий нас; это свет, озаряющий истину и освящающий то, что прежде было обыденным и профанным.