Ансуз — это руна, в которой проявляется первая из сил Одина и корень его сущности. Название этой руны означает «бог», а в древнеанглийской версии — «уста»; в связи с последним значением Один предстает как владыка поэзии и хранитель Одрёрира, меда вдохновения. Ансуз — став открытия во всех отношениях, как о том говорится в «Речах Высокого» (см. выше). Ансуз отмыкает врата подсознания, чтобы мы могли воспринимать и передавать художественные образы; она раскрывает все каналы сообщения, как обыденные, так и магические; она устраняет преграды и заторы на пути энергии. Этот став олицетворяет воздух, действующий мягко, хитро и искусно, — в отличие от мощного лобового натиска Турисаз. Это не сила Тора, а смекалка Одина. Как руна воздуха — стихии, соединяющей в себе и мужские, и женские качества, — Ансуз символизирует присущую Одину безграничную силу метаморфоз — способность изменяться ради приспособления к окружающему миру и, при необходимости, скрываться под масками, — а также его андрогинную природу. Кроме того, она напоминает о его бесконечных, неустанных странствиях в поисках новых знаний, об Одине как ученике, постоянно постигающем новую мудрость, и Одине как наставнике, передающей эту мудрость тем, кто способен ее понять. Ансуз властвует над магией гальдра — силой изреченного и пропетого слова и силой того дыхания жизни, которое Один вдохнул в Аска («ясень») и Эмблу («иву»), первых людей. Это дыхание, «онд», собственно и есть дух, по аналогии с древнееврейским словом «руах», означающим одновременно и душу, и дыхание. Как владыка ветров Один сам олицетворяет идею «духа» и всей заключенной в нем магической силы, как указывает на это одно из его имен — Гальдрфадир, «отец магических песнопений». Магическое песнопение — это вершина власти над магическим дыханием: экстаз поэтического вдохновения соединяется в нем с искусным управлением силой. В трансе поэт достигал состояния, в котором ему открывались истины о тайных помыслах мироздания (коллективном бессознательном, с которым также связан по природе своей Источник Мимира), а затем выражал их в таких формах, которые могли воздействовать на слушателей исключительно мощно, затрагивая глубочайшие слои их психики. Таков дар Одина, выраженный в руне Ансуз, — дар Одрёрира, одного из трех величайших корней Одиновой силы.
Ансуз обозначает не только силы вдохновения и мысли, воплощенные в Одине но и еще одну сторону его природы — Одина как Предводителя Дикой Охоты, вождя павших. Поскольку душа, отлетающая от тела, нередко ассоциировалась с дуновением ветра, древние германцы ощущали близость беспокойных духов в осенних бурях и стуже зимних ночей, а в буйстве ветров узнавали ту ярость (wodh), от которой этот бог получил свое имя. По мнению большинства исследователей, такова древнейшая ипостась Одина: предводитель воинства призраков, мчащихся на потоках ветра, и олицетворение той силы безумия, которая проявляется в его последователях и как поэтическое вдохновение, и как ярость берсерка. Ансуз — руна Одина как владыки жизни и смерти; владыки гнева, мудрости и могущественных слов; божественного сплава величия с безумием. Эту руну используют, чтобы призвать творческое вдохновение и воспринять силу Одину. Воздействуя на самые глубокие слои психики, она наделяет нашу речь магнетической или даже гипнотической силой — силой, которую можно использовать как во благо, так и во вред. Крайнее проявление этого феномена — ораторский транс наподобие того, в который погружался Адольф Гитлер: по-видимому, он нащупал эту силу бессознательно и с ее помощью успешно загипнотизировал многих своих соотечественников. (Этот пример погружения в особое архетипическое или мифологическое состояние подробно рассматривает в книге «Одержимая Германия» Г.Г. Бейнс, современник Гитлера.) Ансуз устраняет преграды на пути самовыражения; с ее помощью можно преодолевать телесные и ментальные зажимы, обусловленные страхами или травмами, и вообще избавляться от уз и ограничений любого рода. Медитируя на Ансуз и на Одина как владыку смерти, можно полнее и глубже понять, что такое смерть, и тем самым победить связанные с нею страхи. Ансуз используют во всех разновидностях магии и экстрасенсорного восприятия. Витки следует призывать ее в свою личную сферу перед любым актом магии гальдра.
Если вы настолько доверчивы или глупы, чтобы одолжить свое тело какой-нибудь духовной сущности, Ансуз можно использовать для ченнелинга. Но, вообще говоря, поступать подобным образом неразумно: большинство духов, блуждающих между мирами, заслуживают доверия ничуть не больше, чем среднестатистический незнакомый человек, а зачастую и того меньше. Из камней с Ансуз хорошо сочетается лазурит — традиционный символ связи между человеческим и божественным мирами. Его название происходит от арабского слова со значением «небо», и это весьма уместная ассоциация для руны, столь тесно связанной с владыкой ветров и небес. Считается, что лазурит раскрывает разум и каналы духовного восприятия, помогая слышать голос подсознания и принимать дар вдохновения от богов.
Толкование Кеназа Филана Из заметок в блоге Евангелие от Иоанна начинается так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Древние египтяне верили, что Птах сначала сотворил мир в своем сердце, а затем изрек его в слове. В мифологии индейцев хопи бог-творец Тайова и Женщина-Паук создали мир, пропев Песнь Творения. Выражая свои мысли в словах и символах, мы воплощаем их в жизнь: наши речи, наше пение, наше общение друг с другом — все это отражения того Великого Творения, которое вывело порядок из хаоса и форму — из пустоты. Ансуз управляет речью и общением; это ключ к отношениям между сакральным и профанным и к тем силам, благодаря которым люди развили цивилизацию и научились передавать знания друг другу и своим потомкам. Ансуз — это руна, придающая нашим знаниям практический смысл: невозможно учиться, не слушая, и невозможно учить, не говоря. А в своей наивысшей ипостаси Ансуз — это руна, хранящая тайну всех остальных рун. За те девять дней и девять ночей, которые он провисел на Иггдрасиле, Один познал первозданные силы, сформировавшие вселенную. Более того, он узнал, как создать тела-вместилища для этих сил и как общаться с ними напрямую. Эти тела и есть те символы, которые мы называем рунами: чертя руны и окрашивая их кровью, мы придаем силам форму. Подобно вудуистским «сверткам» — узелкам с травами и священными предметами, заключающим в себе духа, — каждая руна содержит в себе живую и разумную силу, с помощью которой можно и толковать, и изменять окружающий мир. Своим самопожертвованием Один установил связь между людьми и бесформенными силами рун. Каждый наш речевой акт — это отражение его священной жертвы в более низких сферах.
Подобно тому, как Один говорил с рунами, Ансуз позволяет нам говорить с богами — и передавать другим людям слова богов. Если Вуньо — это руна Мистика, то Ансуз — руна Пророка. Она может превратить человека в орудие, посредством которого бог будет говорить со смертными. (Это нелегкий путь: история показывает, что многих прорицателей постигает печальная участь и люди зачастую предпочитают утешительную ложь неприятной правде — до тех пор, пока эта отворачиваться от этой правды не станет уже невозможно.) Писатели и художники могут обращаться к Ансуз за помощью в поисках Священной Мудрости и тех истин, которые превратят их работу из просто профессиональной в богодухновенную. На более бытовом уровне Ансуз может помочь нам установить контакт с теми, кого мы пытаемся в чем-либо убедить. Она помогает находить общий язык с собеседником, устранять недоразумения или дипломатично сообщать неприятную информацию. Эта руна полезна и тем, кто работает с компьютерами: она обеспечивает передачу данных и облегчает поиск и исправление неполадок в компьютерных сетях. Кроме того, Ансуз может очистить ваше доброе имя, если вы стали жертвой сплетен и клеветы.