Место, которое Ансуз занимает в футарке, вовсе не случайно. С ее помощью (как и с помощью рун, которые следует за ней) можно достичь очень многого, если в полной мере понять, почему она стоит именно на этом месте. По этой причине я советую поработать с Ансуз подольше, прежде чем переходить к другим рунам. Подобно Иггдрасилю, соединяющему все миры, в каждом человеке есть духовный стержень, связывающий воедино все разнообразные «миры» внутри нас. И Ансуз очищает этот духовный стержень. Другие руны будут заставлять вас сосредоточиться лишь на одном или нескольких из этих «миров», но если вы не проработаете Ансуз основательно, то следовать теми путями, которые укажут вам другие руны, окажется нелегко. Ансуз же расчистит для вас все эти пути. Это вообще превосходная руна очищения. По большому счету, Ансуз — это образ священного дыхания, которое вдохнул в нас сам Один, наделив нас жизнью. Это не просто воздух, а свирепый, яростный, ревущий ураган. Впрочем, Ансуз не всегда бывает неукротимой — иногда, под настроение, она совсем ручная. Помимо всего прочего, эта руна ассоциируется с силой слов и — как следствие — с клятвами. Боги и богини, связанные с руной Ансуз: Один.Прочие ассоциации: ветер, буря, связывание и освобождение от уз, устранение препятствий; ясень, Иггдрасиль, копья (в особенности копье Одина), вóроны, перья, серый и синий цвета, омела, фенхель, некоторые разновидности кальцита, флюорит, бриллианты Геркмайера, лезвия и клинки, слово (устное и письменное), гальдр, пение и священная декламация.
2. Из заметок в блоге Освободитель. Привратник. Страж перекрестков. Наставник. Толкователь. Владыкаслов. Полеткопья. Всё это — Ансуз. Из всех рун именно с Ансуз у меня, пожалуй, сложились самые прочные и близкие рабочие отношения (и, надеюсь, другие духи рун не обидятся на меня за эти слова!). Руна Ансуз тесно связана с Одином, особенно в его ипостаси Подателя Дыхания. Скандинавские мифы повествуют о том, что при сотворении первых людей Один наделил их дыханием. И руна Ансуз олицетворяет этот изначальный дар, связывающий нас со святым Владыкой богов и людей, влекущий нас к самопознанию и самореализации и побуждающий к более осознанному служению богам. Эта руна открывает каналы взаимодействия между человеком и богами, человеком и его предками, человеком и его «высшим Я». Она очищает наш дух, эмоции и разум от всего наносного и освобождает нас от всех самообманов. В традиционном оккультизме стихия воздуха ассоциируется с кинжалом, поскольку означает ясную объективность, позволяющую принимать решения без лишних сантиментов и отсекать все то, что перестало служить нашим духовным целям. И в руне Ансуз тоже есть эта холодная ясность. Когда я работаю с ней, мне нередко представляются копья, ливнем падающие с небес и рассекающие все на своем пути. В этом отношении Ансуз — это руна «всего, чем ты можешь быть»; и, более того, — руна сознательного стремления стать всем, чем ты можешь стать. Такое стремление — самое угодное подношение для этой руны.
Кроме того, Ансуз — это сила слов и общения. Это способность творить реальность словом — и разрушать. Древние скандинавы (да и кельты, если уж на то пошло) высоко ценили магию слова — будь то гальдр или искусство скальда, способного создавать такие песни или сказания, которые на много поколений предопределяют репутацию их героев. Прежде чем поднять руны, Один не случайно испустил крик: таким образом Он открыл им врата собственного голоса. Руны неразрывно связаны с магией голоса: голос — один из самых важных путей их проявления. Как руна общения Ансуз прокладывает каналы для свободного обмена информацией между людьми, распутывает узлы и устраняет препятствия. Эта руна чрезвычайно искусна в том, что в рунической магии называется «снятием оков». Разумеется, в перевернутом виде она и сама может сковывать и связывать, в частности —перекрывать своему противнику доступ к тем областям, над которыми властвует она сама. Стихия этой руны — ветер, и пытаться поставить преграду на пути Ансуз — все равно что ловить ветер руками. С этим связан важный урок — один из главных уроков Ансуз: слово не воробей; вылетит — не поймаешь. Сказанногоневоротишь. Таким образом, эта руна учит держать язык за зубами. Ей известно, сколько бед способны натворить сплетни и клевета: и то, и другое, оскверняет чистоту ее даров. Ансуз учит, что слова могут ранить глубже и больнее клинка и что раны, нанесенные языком, заживают очень и очень медленно. Ансуз — руна-наставница. Меня нередко просят провести мастер-класс по гальдру и рунам, и я всякий раз спрашиваю руны, не пожелает ли кто-нибудь из них помочь мне в демонстрации гальдра. И всякий раз добровольцем вызывается Ансуз. Я специально об этом спрашивала, и мне сказали, что Ансуз любит обучать. Ей нравится передавать знания, просвещать и разъяснять. И по этой же причине она искусна в дипломатии. Еще эта руна — привратница. Благодаря этому она может время от времени подсказывать рунологу правильное направление духовных поисков, магической работы или поиска знаний. С ее помощью можно развивать и оттачивать проницательность. Один из уроков Ансуз — постижение своего истинного пути. Ансуз стоит у врат всех путей, по каким только могут идти рунические энергии. И ко всем этим путям ей открыт свободный, беспрепятственный доступ. Также ее можно использовать для очищения энергетических центров организма и для избавления от всей застоявшейся и даже вредоносной энергии.
Кроме того, Ансуз связана с Дикой Охотой. С ее помощью можно вызвать могучий ветер и бурю… и эти слова читатель можно толковать на любом уровне, на каком только пожелает. Ансуз — боевая руна: она безошибочно находит слабые места в обороне противника, тупит его оружие, ослабляет узы, наложенные врагом, туманит разум неприятеля и рушит его планы. Если же применить ее во благо, то она подействует полностью противоположным образом. Я люблю эту руну. С ее духом очень приятно работать, если играть по его правилам. Похоже, что он искренне одобряет наши усилия и радуется, когда люди чему-то учатся. Это хороший наставник для всех, кто решил всерьез осваивать руны.
Ансуз/Эск: Крылатый Ансуз предпочитает обличья всевозможных птиц. Но однажды эта руна приняла человекоподобный облик, чтобы поговорить со мной, и я увидел андрогинное крылатое существо, похожее не столько на светлого ангела, сколько на оборотня-полуптицу, полного нервной энергии, то и дело вспархивавшего в воздух или перелетавшего с насеста на насест. Ансуз обладает всей силой птицы в полете и много поет: практически все, что он говорит, принимает форму песни-гальдра. Ансуз — это Дух Свободы, взмывающий в небо на распростертых крыльях; даже очертания его руны напоминают взлетающую птицу. Когда он не смотрит на вас или на какой-то определенный предмет, взор его всегда устремлен в небо. Как руна-Вестник Ансуз может переносить известия и послания; по крайней мере, его можно попросить направить ваше заклинание в нужное место. Но того, кто не установил с этим капризным духом более или менее осмысленную связь, Ансуз не станет хлопать по плечу, привлекая к себе внимание. Образно говоря, он просто бросит послание на колени адресату и умчится прочь, а уж заметит это получатель или нет, его не касается. Из всех Девяти миров Ансуз больше всего любит Асгард, расположенный на самой вершине Древа, и дружит с орлом Хресвельгом, обитающим на верхних ветвях.
Ансуз, или Эск, — это Руна Вестника, и с ее помощью можно отправлять послания. Можете начертить ее в воздухе, а затем сделать такое движение, как будто отпускаете птицу, мысленно посылая при этом адресату необходимое сообщение. Или же можно написать послание на бумаге, сжечь ее и начертить Ансуз в облаке поднимающегося дыма; этот способ особенно хорош для общения с богами и духами. На более материальном уровне можно также нарисовать эту руну на оставленной для кого-то записке, чтобы сообщение наверняка дошло до получателя. В путехождении с помощью Ансуз можно установить вешку для Асгарда. Если вы направляетесь в Асгард, но заблудились, эта вешка притянет вас к цели; но не забывайте, что попасть в Асгард без разрешения практически невозможно, и если вас там не ждут, путь окажется попросту перекрыт. Ансуз надо чертить указательным пальцем, причем обязательно над головой. Проведите вертикальную линию снизу вверх, а затем добавьте крылья, чертя их сверху вниз. Цвет этой руны — небесно-голубой.
Толкование Яна Фриза Руна Ос — это руна богов. Ее название связано со словом Aesir («асы»), которым обозначают правящий род богов. У древнеисландского слова Oss — три значения: собственно «асы», «высота горы» и отметка «1» на игральной кости. От последнего происходит современное английское слово ace («туз»). По мнению некоторых авторов, слова ass (ас, ед. ч.) и Aesir (асы, мн.ч.) восходят к названиям ясеня — индоевропейскому *os-, древневерхненемецкому ask, древнеанглийскому aesc и древнескандинавскому askr. Утверждают также, что слово ass означало «опорный столб»; в период миграций так называли центральный шест палатки, а после перехода к земледельческом образу жизни — центральный столб пиршественного зала. Один из важнейших образов эддической мифологии — мировой ясень, соединяющий небо и землю. Еще в одном своем значении эта руна связана с речью. Главной инициацией Водана/Одина стало добровольное повешение на мировом ясене: Один принес себя в жертву самому себе и, пройдя испытание, обрел свободу в крике и в изречении рун. Имя Водана связано с древневерхненемецким wuot («безумный, бешеный»), готским wods («одержимый»), древнеанглийским wod («звук, голос, песнь») и древнеисландским odr («поэзия»). Индоевропейский корень *os- означает «рот», так что эта руна связана с речью, общением, дыханием, словами и молчанием, с ветром, веющим в ветвях древа (изначально «Woide» был богом бури, предводителем Дикой Охоты), и с «теми же устами», которые и возвещают о видениях, и вкушают божественный нектар, и изливают жизнь в запредельное [Аллюзия на Иак. 3:10: «Из тех же уст исходит благословение и проклятие…» — Пер.].
Индоевропейский корень *ansu- имеет довольно широкое значение: «бог, демон, дух». Возможно, то явление, к которому оно относилось изначально, было достаточно дикарским, чтобы подпадать под все три категории, но в рунической поэме оно уже облагорожено и со всей определенностью относится к Одину, владыке Вальгаллы. Главное оружие Одина, копье воли, тоже связано с мировым ясенем: на древневерхненемецком asck означает «копье», а asca — «ясени» (мн. ч.). Не исключено, что английское слово ash («ясень») прежде означало рябину (англ. mountainash). Это дерево распространилось по всей Европе, как только отступили ледники, а ясень пришел ему на смену значительно позже. Три аспекта мирового древа — Иггдрасиль («конь ужасного»), Мимамейд («древо Мимира») и Лерад («податель мира») — рассматривались в главе 9. Отрывок из главы 9 Мировое древо — древо тройственное. У него три ветви и три корня, и вокруг него располагается триада миров. Мир идеалов — мир богов, Асгард («земля асов»). Мир инстинктов и наваждений — мир великанов, Утгард («внешняя земля»). Мир разума и эмоций — мир людей, Мидгард («срединная земля»). В Асгарде древо называется «Иггдрасиль». Это слово означает «конь Игга», а Игг — это ипостась Одина/Вотана. Имя «Игг» (Ygg) переводится как «ужасный»; от одного с ним корня — современное английское слово ogre («огр, великан-людоед»). Во многих шаманских традициях для прохождения инициации между мирами шаман должен был взобраться на мировое древо (или на мировую гору). На вершине этого древа или горы шаман волен постичь и соединить друг с другом небо и землю; более того, здесь он находится «вовне» и открыт для единения с духом. В «Старшей Эдде» сказано, что видение рун открылось Одину, когда тот висел на древе между мирами. Этот ритуал можно рассматривать как способ преодоления границ эго, как формулу выхода в запредельность через изнеможение. Некоторые христианские исследователи, возможно, сказали бы, что это — разновидность самораспятия. Но путь Христа завершается крестом и связанной с ним формулой страдания; а путь Одина начинается видением, открывшимся ему на древе, и обретением духов-помощников. Если бы Один умер во время своего испытания, вороны и волки сожрали бы его труп. Один выжил; но вороны и волки в каком-то смысле все-таки сожрали его — и стали его друзьями до конца времен. Чтобы разгадать эту загадку, попробуйте установить контакт со своими собственными зверями. Из-под корня древа, простирающегося в мир богов, бьет источник. У этого источника живут три норны: Урд, Верданди и Скульд. Они ткут нити судьбы, очищают все живое в источнике Урд и творят реальность своими пророчествами.
В мире великанов древо называется «Мимамейд», то есть «древо Мимира». В общегерманской традиции Мимир считался повелителем скрытых подземных вод, священных источников, болот, ручьев и рек, а иногда и морей. Источник Мимира — это колодезь памяти, и за то, чтобы испить из этого колодезя, Один отдал Мимиру собственный глаз. Этот глаз ослеп для всего мирского, но раскрылся для духовного созерцания. Таким образом, Один зрит одновременно и наружу, и внутрь. Из упоминаний об этом событии можно понять, в каком из миров находится священный источник Мимира. В «Речах Многомудрого» сказано, что древо это вечно и настолько огромно, что увидеть одновременно его корни и ветви невозможно. [Вольная интерпретация строф 19—20. — Пер.] Это хорошо соотносится с великанским состоянием сознания, для которого нет ни прошлого, ни будущего, но есть только вечное «сейчас». В человеческом мире древо называется «Лерад», что значит «податель мира и тишины». Это живое дерево — не идеальное древо богов и не нуминозное древо великанов, а физически проявленное дерево, растущее на земле. В «Прорицании вёльвы» перечисляются различные животные, пасущиеся на этом дереве, живущие в его ветвях и ползающие под корнями. Они постоянно объедают это дерево, но оно постоянно обновляется. Это функционирующая экосистема, сообщество различных форм жизни, которые взаимодействуют между собой и зависят друг от друга. Лерад постоянно уничтожается и постоянно возрождается; это изменчивое древо в изменчивом мире, что как нельзя лучше соотносится с экзистенциальным состоянием человека. Из-под корня этого человеческого древа тоже бьет источник — «кипящий котел», Хвергельмир. Это колодезь Хель, или Хельи, — владычицы и олицетворения подземного мира. Жест руны:
Толкование Квельдульфа Гундарссона Из книги "Тевтонская магия" Звук в гальдре: aaaaaaaaaa(сильный и устойчивый ветер). Буква: A. [Бог/Уста] — вождь всякой речи, мудрости столп и мудрым утеха, каждому знатному воину — надежда и счастье. — Древнеанглийская руническая поэма [Устье] — врата путешествий; ножны служат мечам. — Старонорвежская руническая поэма [Ас] — древний отец, и Асгарда вождь, и хозяин Вальгаллы. — Древнеисландская руническая поэма Четвертое знаю, — коль свяжут мне члены оковами крепкими, так я спою, что мигом спадут узы с запястий и с ног кандалы.