Некромантия - это искусство общения с духами умерших людей, которые, в частности, способны приоткрыть для нас завесу будущего. Она является одной из разновидностей духовидения, называемого также заклинанием духов или спиритизмом. Несмотря на то, что теоретические основы этого искусства весьма сомнительны, оно существует с незапамятных времен, пользуется уважением у широких народных масс и позволяет достигать вполне удовлетворительных практических результатов. Обратимся к примерам применения этого искусства, взятым из исторической и этнографической литературы, а также из современной жизни.
Начнем с классики. В Библии (Первая Книга Царств, гл.28) сказано, что Саул, первый царь Израиля, обращался к услугам некромантии, по крайней мере, однажды в своей жизни. Когда его святой покровитель пророк Самуил умер, обстановка в царстве обострилась. Этим воспользовались филистимляне, тут же выступившие в поход против Израиля. Встревоженный Саул решил посоветоваться с покойным пророком. Для этого он отправился в селение Аэндор и попросил тамошнюю волшебницу вызвать для него дух Самуила. Волшебница исполнила просьбу, и дух явился. Ей он был виден как "муж престарелый, одетый в длинную одежду", Саул же не видел ничего, а только слышал его голос. Надо сказать, что беседа с духом не принесла Саулу ни малейшего удовлетворения. Напротив, Самуил жестоко разбранил Саула за пользование некромантией и предрек ему скорое поражение от филистимлян, а затем и позорную смерть, после которой царство перейдет к его личному арфисту Давиду. И предсказание это сбылось в самые краткие сроки. Из приведенного примера видно, что Библия (а, следовательно, и христианское вероучение) не отрицает ни существования духов, ни возможности получить от них точную информацию о будущем. Все запреты касаются только моральной стороны дела: верующий должен уповать на Бога, а не тревожить усопших, души которых находятся в ведении Господа Бога.
Единственная разновидность усопших, к которым христиане имеют вполне легальный доступ - это святые. В Москве до сих пор стоит храм св.Трифона, где святой изображен верхом на коне и с соколом на руке. Историю этого изображения знает каждый, кто читал "Князя Серебряного". Согласно легенде (впрочем, внесенной в летописи наряду с более достоверными историческими событиями) сокольничий Ивана Грозного Трифон Патрикеев однажды упустил очень ценного сокола и долго не мог его найти. Царь, как известно, был весьма суров, и потеря сокола вполне могла послужить поводом для смертной казни. Отчаявшемуся Трифону только и осталось, что молиться своему небесному заступнику. В ответ на горячую молитву св.Трифон явился ему во сне и указал место, где сидит сокол. Именно там сокольничий и нашел драгоценную птичку, и там впоследствии был воздвигнут храм св.Трифона. Конечно, сложно назвать эту благочестивую историю выраженным примером некромантии, но все формальные признаки здесь налицо. Гадающий обращается к давно умершему человеку с просьбой открыть ему что-то такое, чего он сам не в состоянии узнать; при этом гадающий творит молитву перед образом умершего, а удачное гадание завершается пожертвованием в честь духа покойного (в данном случае - постройкой храма).
Точно так же поступали до недавнего времени и коренные жители Новой Зеландии - маори. Они боялись и почитали духов своих умерших родственников, и в особенности духов вождей и воинов, которые, согласно поверью, бдительно охраняли своих живых соплеменников, защищая их на войне и строго следя за каждым нарушением священного табу. Многие маори держали в своих домах деревянные изображения самых уважаемых героев и предков - так называемые атуа. В трудных ситуациях они молились этим изображениям, и тогда дух героя вступал с ними в общение - во сне или наяву. Голос его, однако, не походил на голос смертного: это был некий таинственный звук - не то свист, не то шепот. После получения совета духов следовало отблагодарить жертвоприношением. Дж. Фрэзер приводит не меньше десятка подобных примеров; при желании их можно было бы приводить сотнями. Практически все народы Земли занимаются некромантией и общаются с духами, но только европейцы считают это искусство страшным и зловещим грехом. А ведь на самом деле в некромантии нет ничего страшного, когда ею занимаются серьезно и обращаются за советом к действительно уважаемым предкам, с которыми имеется прочная духовная связь. Страшное начинается тогда, когда за дело берется недоучка или эгоист, который не видит в мире никого, кроме себя самого. Тогда-то и возникают на алтарях черепа и черные свечи, проливается кровь младенцев и на сцену выходят мрачные призраки, от которых волосы встают дыбом, а толковых советов ни за что не добьешься.
Французский оккультист Дюран де Гро рассказывал об одном незадачливом поклоннике спиритизма (спирите), который как-то раз явился к нему за помощью. Этот провинциальный нотариус возымел желание вызвать дух ни кого-то там, а самого французского короля Людовика XIV. Король появился, но ужасно рассерженный тем, что его вызывает какой-то там мелкий служащий, и поклялся сжить его со света. С этой целью он каждую ночь посылал к нотариусу двух своих любовниц и те изводили его любовными ласками. В результате здоровье нотариуса таяло с каждым днем: он как мог отбивался от обольстительниц, но в конце концов так ничего и не смог с собой поделать. История европейского спиритизма изобилует подобными анекдотами. Все они имеют однотипный сюжет: легкомысленный спирит, решив, что от мертвых ему не будет никакого вреда, тревожит духи великих и простых людей - просто так, для развлечения и пробы сил. В большинстве случаев духи не являются ему; но если являются, то гнев их бывает ужасен.