Людям трудно постичь жизнь ангелов и мир, в котором они живут, потому, что он совершенно отличен от нашего.
По природе своей ангелы суть деятельные духи, имеющие разум, волю, знание; они служат Богу, исполняют Его волю, прославляя Его. Принадлежа к духовному миру, они обычно невидимы нам.
Когда ангелы являются людям, которые этого достойны, то являются не такими, каковы они на самом деле, а в таком преображенном виде, в каком люди могут видеть их. Таким образом, ангельские языки, многоочитость и крылатость - это только символы свойств ангельской природы, их духовной проницательности и стремительности.
Будучи бесплотны, Ангелы свободны от телесных потребностей. Они не нуждаются в вещественной пище, не вступают в брак и не умирают.
Хотя в некоторых апокрифах говорится о браке между Ангелами и женщинами. Например, в книге Еноха текст из книги Бытия, где сказано о браках "сынов Божьих" с "дочерями человеческими", толкуется как сообщение о нечестивом "смешении женской крови с ангельским огнем". Однако отцы Церкви отвергают подобное толкование и считают, что здесь речь идет о браках между сифитами и каинитами. Впрочем, отдельные христианские писатели, считали возможным союз падших ангелов и женщин. Они писали, что сила женской прелести такова, что может соблазнить не только демонов, но и Ангелов.
Ангелы созданы бессмертными. Однако их бессмертие не есть бессмертие самобытное и безусловное, а зависит оно, как и бессмертие человеческих душ, всецело от воли и милости Божьей.
Неизвестно, являются ли Ангелы единосущными друг другу. Возможно, что каждый из них - особое творение, особый духовный мир.
Ангелы превосходят человека духовными силами. Но они ограничены в своей силе и знании. Ангелы меньше, чем люди, зависимы от пространства и места и мгновенно появляются там, где им нужно действовать. Однако нельзя сказать, чтобы они существовали независимо от пространства и места. Они не могут быть сразу более чем в одном месте. Они странствуют по миру, передвигаясь с одного места на другое, это требует времени, а иногда случаются и промедления. Даже идея летания предполагает, что ангелы являются служебными духами, посылаемыми на служение для тех, кто нуждается в помощи.
Ангельский мир необычайно велик. И каждые представляют исчисления ангелов по своему:
К примеру, талмудисты при их страсти к точным подсчетам затруднялись назвать точное количество ангельских ратей. В одном источнике говорится, что существует 496 000 мириад ангелов, прославляющих Бога. На Синае Бог явился с двадцатью двумя тысячами ангельских сонмов, хотя другие авторитеты считают, что количество сонмов не мог бы исчислить никакой математик. Кто-то выражает свои мысли так: в левой руке ангел держит тысячу ангелов, а в правой руке – десять тысяч ангелов. Еще один вариант дает следующее описание необъятности небесных воинств «Существуют двенадцать маццалот [«знаков Зодиака»], каждый имеет тридцать воинств; каждое воинство - тридцать лагерей; каждый лагерь – тридцать легионов; каждый легион - тридцать когорт; каждая когорта - тридцать корпусов; и каждый корпус имеет 365 000 мириад звезд».
Мысль о бесчисленности Ангелов некоторые святые отцы поясняли с помощью притчи о потерянной овце. Если все падшее человечество, это только одна заблудшая овца, то 99 не заблудших овец - святые Ангелы.
При такой многочисленности ангелов естественно предполагать, что в мире ангелов, как и в мире вещественном, есть разные степени совершенств, а потому и разные ступени, или иерархические степени небесных сил. Так, слово Божье называет одних “ангелами”, других “архангелами”, и.т.д. (см. Иерархию ангелов).
Обладая разумом и свободной волей, Ангелы могут преуспевать в добре или уклоняться к злу. Впрочем, святые Ангелы, "неудобопреклонны к злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны - не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу". Они свободно избрали путь прославления Бога, служения Ему, что является средством совершенствования их природы.
|