Если защита с «изменением объекта» применяется в соответ-ствующих ситуациях, то защита, предполагающая ту или инуюстепень изменения субъекта восприятия, может быть названа надситуационной, поскольку человек, обладающий такой формой защиты,защищен постоянно. Задача над ситуационной формы защитызаключается не в том, чтобы «выбивать» из сознания отрицательную,доминанту, а в том, чтобы не допускать ее возникновения вообще.Это достигается путем повышения перципиентом своего психо-энергетического потенциала до такого уровня, столкнувшись скоторым, колдуны, экстрасенсы и стихийные недоброжелатели ока-зываются попросту не в состоянии нанести энергетический удар: онидля этого слишком слабы.Однако речь идет не о «своем» непосредственно переживаемойэнергетике, не об актуальном ее кинетическом уровне, которым, какмы чувствуем, мы обладаем в каждый данный момент. Методикиповышения уровня личной кинетической энергетики относятся кформам защиты «с изменением объекта». Они связаны с рядом неу-добств, главным из которых является объективный и довольно огра-ниченный предел личной энергоемкости: при первом же сколько-нибудь значительном превышении определенного энергетического уровня вся личностная энергосистема становится аварийно неус- тойчивой и легко выходит из-под контроля.
В случае защиты «с изменением субъекта» речь идет о подключениик надличным источникам силы, о повышении именно энергетическогопотенциала — незримо, подобно нерушимой горе, присутствующегоза нашим существом даже в моменты энергетических кризисов.Такими над личными источниками силы являются так называемые«эгрегоры» или «групповые психоэнергетические поля». Наиболееярко популярные представления об эгрегорах отражены в работах В.С. Аверьянова.«Мыслительные процессы протекают на уровне полей... Каждаямысль, которая рождается в человеческом мозгу, уходит затем вобщепсихические поля и живет там в виде энергетических волн. Ин-дентичные мысли вибрируют резонансно, как бы сливаясь в единоецелое — эгрегор. Люди, думая на тему эгрегора, заряжают его своейбиоэнергией. Связь при этом существует как прямая, так и обратная, то есть эгрегор, в свою очередь, может заряжать энергией лояльногок нему человека. Существуют огромные эгрегоры, отработанные мно- гими поколениями людей; крупнейшие эгрегоры созданы различными религиями и идеологиями.
Об эгрегорах можно говорить, что это живые мыслящие сущ-ности (их деятельность, действительно, весьма подходит под этоопределение (вроде ангелов, демонов и т. д., которые живут своейиндивидуальной жизнью, борются между собой, мешают или помо-гают людям. Но более широкий и более свободный анализ жизниэгрегоров, который мы можем провести сегодня, позволяет намотстраниться от старых взглядов и терминологии. Если прибегнутьк аналогии, то эгрегор больше похож на гигантскую энергетическуюинфузорию, которая плавает «с закрытыми глазами в своем водо-еме (психосфера) и, если встречает враждебную инфузорию, то пое-дает ее или поедается ею; если дружественную, своего племени, тосливается с нею, причем в новом теле копулянты сохраняют своиизначальные характеристики (рождение новых качеств не убиваетстарых)» (Аверьянов В. С, он же Гуру Вар Авера. Книга начал, 1974 г.).Относиться всерьез к скандальным писаниям «астрального майора»Аверьянова считается плохим тоном даже в оккультных кругах. И темне менее представления о том, что, становясь проводником идейкакого-либо эгрегора, человек становится проводником его силы, дол-женствующей обеспечивать реализацию этих идей, порождены не од-ной лишь нездоровой фантазией отдельных героических личностей,бойцов Невидимого фронта. Сверкающие конструкции «эзотерическихзнаний», подобных вышеописанным, воздвигаются на песке фактовнашего текучего психического опыта. Разумеется, концептуальнаянаполненность такого рода текстов представляет собой продуктпрежде всего творческой мысли и воображения, однако в основе ихлежат некоторые действительные явления, с которыми сталкиваетсякаждый вступающий в область интроспективной психологии, каждый,кто достаточно внимательно наблюдает реакции своего организмана различные комбинации внешних и внутренних событий и, самое главное, пытается выяснить закономерности таких реакций.
Люди пришли к идее эгрегоров, пытаясь объяснить свою эгрего-риальность. То, что впоследствии было названо «эгрегориальностью»или «подключенностью к эгрегору», субъективно переливается какчувство причастности. Речь идет не о формальной или декларируемой, а именно о сущностной, фактической причастности, которую человекпереживает не только умом, но и всем сердцем — всем своимсуществом.Можно выделить ряд «масштабных уровней» причастности:1) семейная, 2) стихийно-групповая, 3) профессиональная, 4)куль-турно-групповая, 5) организационная, 6) государственная), 7) на-циональная, 8) классовая, 9) идеологическая, 10) антропологическая,11) космологическая и 12) онтологическая причастность илипричастность к бытию.На каждом из этих уровней человек явственно ощущает себяне просто обособленным и замкнутый индивидом, но элементом,органически входящим в состав некой системы более высокогопорядка, осуществляющей задачи, которые выходят за рамки егосиюминутных индивидуальных потребностей. Мужчина и женщина,которые переживают друг друга как «свою половину», спортсмен,который выкладывается до конца, отстаивая честь своей команды,человек, остро сознающий свою национальную принадлежность, исвятой, идущий на муки за веру, — все это различные иллюстрацииединого феномена причастности.Чувство причастности в какой-то мере размывает границыличностного «Я», раскрывая его надличностному «МЫ», вводит егов своеобразную «коллективную личность». Тем самым происходитчастичная трансформация субъекта восприятия: происходящее начинает восприниматься не через призму «Я», но через призму «МЫ».
Такие трансформирующие индивидуальное восприятие органи-ческие неформальные сообщества, связанные узами материальнобескорыстной солидарности, получили в оккультной традиции наи-менование «эгрегоров». В более узком, специальном смысле термин«эгрегор» относится лишь к идеологическому уровню причастности(последующие три уровня определяются как «над эгрегорные»), тоесть к неформальным сообществам, возникающим вокруг какой-либосистемы идей. Члены таких сообществ, не знакомые с оккультнымитеориями, обычно говорят о себе, что «черпают свою силу в своих убеждениях».