Следующим за идеологическим уровнем причастности и соот-ветствующим ему эгрегорным самосознанием идет уровень антро-пологической причастности, которому соответствует так называемоепланетарное самосознание. На этой ступени снимается социальноеотчуждение: отождествляясь с человеческим обществом, человек осо-знает и переживает себя как индивидуальное проявление социума.Следующему за ним уровню Космологической причастностисоот-ветствует так называемое космическое самосознание. На этой сте-пени снимается экзистенциональное отчуждение: отождествляясьсмиром, человек осознает и переживает себя как индивидуальное про-явление универсума.Следующему за ним уровню онтологической причастности соответ-ствует так называемое трансцендентальное самопознание. На этомуровне снимается гносеологическое отчуждение отождествляясь с«тем, что есть», человек обретает себя как чистое бытие. Посколькуже чистое бытие тождественно чистому ничто, онтологическая причас-тность тождественна онтологической непричастности. На этом уровнечеловек не может сказать «я есмь» или «я не есмь», отождествлен онс бытием или разотождествлен. «Знающий не говорит, говорящий незнает». (Дао Дэ ЦЗИН, § 56.).Однако в процессе развития самосознания непричастность мето-дически следует за причастностью: для того, чтобы разотождествить-ся, нужно иметь, с чем разотождествляться, т. е. без отождествленным.Поэтому говорится, что перескакивать ступеньки на Лестнице в Небо можно лишь в своем воображении».
Например, витальный человек, отождествленный со своими эмо-циями, живущий ими, не может разотождествляться со своим мента-лом (скажем, с целью остановки «внутреннего диалога»), посколькуон с ним еще не отождествлен. На уровне интеллекта он спит, и егодействия здесь полностью автоматичны, несознательны; он не имеетдоступа к менталу, а лишь пользуется его услугами. И хотя такойчеловек может быть весьма эрудирован, остроумен, рассудителен,находчив и т. д., ментал для него остается чем-то вроде «бога измашины», и в интеллектуальном плане он фактически не будет ведать,что творит. Не будучи отождествлен с менталом, он принципиально неспособен осознать факт своей полной от него зависимости.
Для того же, чтобы освободиться от этой зависимости, ему для на-чала понадобится проснуться для интеллекта: не просто ПРОЯВЛЯТЬинтеллектуальные способности, но осознать себя интеллектом, СТАТЬим, начать жить им, разотождествившись с виталом. Процесс после-довательных разотождествлений в ходе развития самосознания —это именно процесс эволюции образа жизни, а не обретение способ-ности входить в определенное состояние сознания. Процесс этот неисчерпывается манипуляциями с собственной психикой.Точно так же, не ощутив причастности, нельзя постичь и причас-тность — можно лишь вообразить ее. Следует особо подчеркнуть,что причастность и непричастность не подменяют и не исключаютдруг друга. На онтологическом уровне одна только причастность илинепричастность бытию не только недостаточна, но и невозможна.Именно постигаемая здесь непричастность в причастности дает пол-ноту существования и подлинную свободу — не только «от чего», нои «для чего» — на всех низлежащих уровнях причастности. Быть и небыть — вот в чем вопрос.Об этом также сказано: будьте в миру не от мира. Данная фор-мула, буквально касающаяся уровня космологической причастности,справедлива и для всех остальных уровней. Не «думайте», не «дей-ствуйте», а именно БУДЬТЕ. Потому что, раз вы в миру, то действияи мысли ваши — от мира. Вы не от мира. Но если вы действительноне от мира, то действия ваши и мысли уже не просто от мира — онипосвящены миру и становятся «жертвенным маслом, возливаемым на священный огонь жизни».