В отличие от сознательного выхода в астрал сон представляет со-бой именно неконтролируемое состояние. Во сне обычный человекполностью центрируется в своей витальной оболочке и не способенне вовлеченно наблюдать ее хотя бы с ментальной точки зрения.Именно это имеется в виду, когда говорится, что во сне человек«незащищен». У человека, «попадающего» в сновидение, изначальноотсутствует какое бы то ни было критическое отношение к своемуэмоциональному состоянию, он без остатка вовлечен в него подобноподхва ченному ветром куску газеты.Однако важно не это. Если бы все сводилось к тому, что во снечеловек переживает гораздо более сильные эмоции, чем наяву, то этоможно было лишь разве что приветствовать; попал в астрал — всеравно, что в кино сходил. Важно то, что с отрицательными состояни-ями, в которые человек погружается во сне, ему иногда бывает оченьтрудно разотождествиться и по пробуждении. Иногда же он по той илииной причине может расценивать их как «психическое нападение».Особенно тяжело бывает в этом отношении людям, страдающимок-культными системами верований. Придавая огромное значение инфо-рмации, поступающей по астральному каналу, они зачастую вообщене способны разотождествиться с создаваемыми такой информациейсостояниями и впадают в панику: «Я был открыт, какой ужас, я былоткрыт, а они напали и внедрились. Господи, что теперь будет, чтоделать?...».Появляются загадочные «они», а вместе с «ними» являют себя и неисчерпаемые глубины человеческой фантазии.
Существует, однако, мнение, что открытым нужно быть всегда,— не только во сне. К сожалению, люди большей частью находят,что «закрыться», защититься от происходящего легче, чем открытьсяему, принять его, попытаться его понять. Поэтому возник ряд методовзащиты и от «нападений» во сне. Существуют три типа такой защиты,применяемых соответственно перед сном, во сне и после сна.х — У автора создалось впечатление, что они просто не желаютразотождествляться с подобными состояниями, которые представляютдля них нечто вроде фетиша. Это витальные люди и это их игра, поз- воляющая острее чувствовать «жизнь», чувствовать, что в жизни этой что-то происходит. Что жизнь не пуста.
1. Задача любых «профилактических» методов защиты перед сном— будет ли это визуализация «магического круга» («Для того, чтобы ог-радить себя Кругом Огня, вам не потребуется раздвигать мебель...»)или обычная самовнушенная формула («Я сильный... Никого небоюсь...») — состоят в том, чтобы вселить в человека веру: нападе-ниене произойдет, не сможет произойти.Автор полагает, что «профилактическая защита» — это худшаяиз всех возможных защит. Ведь сам факт применения вами защитыеще до того, как на вас напали, свидетельствует о том, что вы бо-итесь, боитесь, что на вас нападут. (Уверенность в том, что на негособираются напасть, основана исключительно на разыгравшемсявоображении самого перципиента. Собираться напасть невозможно,поскольку нападение, как непривычно это ни звучит, — именно спон-танно волевой акт. А это, в свою очередь, говорит о том, что на васдаже не надо нападать, так как вы сами на себя напали. Потому, чтоцель нападения как раз и состоит в том, чтобы ввергнуть человека всостояние страха. Для человека же, не умеющего бояться (что доступ-но немногим), страх — самое разрушительное из всех состояний.2. Иногда для отражения нападений советуют развивать своесоз-нание во сне, то есть учиться продолжать свое бодрствование ив мире сновидений, привнося центр активного сознания, отдиф-ференцированного от происходящих здесь событий, а не простопассивно растворенного в них. Поскольку же такая сознательностьв мире сновидений равнозначна выходу в астрал, то защита в этомслучае ничем не отличается от астральной защиты.Основное возражение, выдвигаемое против увлечения осозна-нием себя во сне, следующее: прежде чем учиться «продолжать»бодрствовать во сне, необходимо для начала научиться бодрство-ватьнаяву. Научиться бодрствовать наяву гораздо труднее, чем научитьсябодрствовать во сне, поскольку мы привыкли принимать свое обыч-ное якобы бодрствующее состояние за бодрствование таковое. При-евшаяся ситуация «знакомого» физического мира угнетает функциюбодрствования, необычность же ситуации осознания себя во сне, тоесть осознания себя пребывающим в каком-нибудь «другом месте»,обостряет ее до предела. Поэтому, конечно, для того, чтобы узнать,что такое бодрствование, полезно будет пару раз осознать себя во сне.
К. Кастанеда например, предлагает следующую методику:
Когда человек осознает, что он спит и видит сон, ему следует по-пытаться (в сновидении, разумеется) поднести свои руки к лицу иувидеть их. Тем самым человек обретает в сновидении тело (такназываемое «тело сновидения») и остановится полностью созна-тельным: теперь он уже не просто «видит сон», но именно находится вином мире — «мире сновидений».Не следует, однако, забывать, что наяву мы проводим как-никакдве трети своей жизни, а во сне — лишь одну треть. Нередко людипогружаются в эксперименты со сном, с «астралами» и т. п. лишь за-тем,чтобы иметь «полное моральное право» («работа»-то ведется)предать забвению и пустить на самотек «этот» мир, в котором про-текает большая часть нашей жизнедеятельности.Еще один недостаток состоит в том, что им нельзя пользоватьсясразу. Развитие устойчивого сознания во сне — сложный, продол-жительный процесс, и поэтому в качестве защиты такое осознаниеможет применяться лишь единичными людьми — профессиональ-ными психонавтами. Учитывая все сказанное выше, представляетсяочевидным, что непрофессионалам сон следует рассматривать лишькак путешествие в чудесную страну, а от всех возможных в этой стране патогенных случайностей, если таковые будут иметь место, за- щищаться уже наяву.
3. Устранение результатов психического нападения, котороеимело место во сне, в принципе ничем не отличается от устранениярезультатов психического нападения, которое имело место наяву,поскольку структура и характер состояний, обусловленных напа-дением во сне, ничем не отличается от структуры и характерасостояний, обусловленных нападением наяву: общая слабость, отри-цательный эмоциональный фон, скачки мыслей вокруг темы своей«беззащитности перед могущественными силами мрака», а также во-ображение, и еще раз воображение — целое море воображения.Специфика же нападений во сне заключается в том, что, просы-паясь, человек обнаруживает себя уже в крайне отрицательном сос-тоянии.Для борьбы с этим видом нападения предлагается так называемыйметод «вытеснения». Согласно традиционной оккультистской интер-претации, для этого необходимо: 1) «Прервать контакт с враждебнымисилами», 2) «Очистить атмосферу окружения». 3) «Восстановить ауру».Фактически, указанные три этапа соответствуют работе с тремя «оболочками» — ментальной, витальной и энергетической. Задачазаключается в том, чтобы оттеснить отрицательную психическуюинформацию от более «глубоких» оболочек к более «поверхностным».Начинать вытеснение следует с памяти о сновидении, осознав, чтопамять в данном случае является инструментом Для вторжения прош-лого в настоящее. Ничего того, что вы видели во сне, в настоящий мо-мент уже нет. Осознайте, черт возьми, этот факт. В настоящий моментвы попросту находитесь в определенном отрицательном состоянии,причем сохранению этого состояния и упрочению его способствуетименно воспоминание об увиденном и пережитом.Далее следует успокоить воображение, осознав, что оно в данномслучае является инструментом, проецирующим ваше настоящее состо-яние в будущее, то есть продлевающим это отрицательное состояние.Успокоить воображение может помочь воспоминание о материалахданного текста.Теперь при помощи ума, освобожденного из рабства памяти и во-ображения, можно проанализировать, чем обусловлено ваше насто-ящее отрицательное эмоциональное состояние. Вы обнаружите, что оно было вызвано все теми же памятью и воображением!
Возможно, осталось еще и отрицательное «энергетическое» состо-яние: хотя нападения во сне носят, как правило, витальный характер,общее отрицательное состояние нередко «детонирует» на энергети-ку. В этом случае возможны три варианта. При достаточно разви-томуровне концентрации внимания можно воспользоваться обычнойконцентративной защитой. Можно сплясать «танец победы», принятьхолодный душ, сделать зарядку и т. д. А можно, воспользовавшисьслучаем, понаблюдать за тонкими энергетическими процессамиповышения тонуса, притока сил и другими восстановительнымиощущениями.О преимуществах «защиты после сна» говорит тот факт, что обыч-ный человек во сне несознателен и в любом случае осознает напа-дение лишь по пробуждении. О нападении же можно говорить лишьтогда, когда вы его осознаете. Если во сне имело место какое-либоотрицательное «событие», которое вы расцениваете не в качественападения, а в качестве кошмара, то это событие не может завладетьвашим воображением и, таким образом, причинить вам какой-либовред. Устанавливающее в психике отрицательную доминанту во-ображение подключается лишь в момент осознания того, что это был «не просто кошмар».
Поэтому если в момент пробуждения или после него вы решаетепо какой-либо причине, что был «не просто кошмар», а что на вас былосовершено нападение, то вам следует воспользоваться защитой так,как если бы нападение было совершено не во сне, а наяву. Запом-ните раз и навсегда: значим лишь тот момент, в который происходитосознание нападения. Именно в этот момент нападение происходит.Только осознание дает нападению возможность осуществиться, осоз-нание — это своеобразная «антизащита».И в то же время оно составляет необходимое условие всякойзащиты. Именно осознание обусловливает как «защиту», так и «напа-дение», все это становится возможным исключительно благодаряосознанию. Оно создает условия как для того, так и для другого, наб-людает и то, и другое или что-то одно, или не наблюдает. Оно можетвовлекаться и в то, и в другое, или в одно из них, или не вовлекатьсявовсе. Осознание — Хозяин, Мастер, который зачастую не осознаетсвоего мастерства. Мастерство осознания лишает смысла всякую защиту. Осознание — это именно антизащита.