Антизащнта прямо противоположна «абсолютной защите» — прин-ципиальному неверию в патогенную систему верований. Но, какуказывалось в первой главе, нет системы верований патогенныхот начала и до конца. Системы верований могут быть патогеннымив каких-то своих частичных аспектах. В то же время мы не можемчастично отрицать систему верований: мы можем отрицать ее толькополностью — во всех ее непатогенных аспектах.Однако подумайте, ведь межличностные взаимодействия в фор-ме психического нападения и «психической защиты» — это такаячастность, такой пустяк, такая мелочь по сравнению с теми перс-пективами, которые раскрывает перед нами биопольная системаверований, что отказаться от этих перспектив из страха быть ин-вольтированным — все равно, что менять право первородства начечевичную похлебку.Ведь то, что мореплавание чревато кораблекрушениями, вовсене значит, что нужно от него отказаться. Нужно совершенствоватьмастерство навигации. И то, что успех «психических нападений» обус-ловлен нашим разнузданным воображением — вовсе не значит, чтонам надо стать полностью лишенными воображения истуканами, «за-щищенными по гроб жизни». Нужно совершенствовать присущую намв зародыше способность осознавать, что с нами происходит.«Защита — это сопротивление», — говорит Кришнамурти— «соп-ротивление же устраняет понимание». (См. Кришнамурти Дж.Проблемы жизни, т. 1). Антизащита — это готовность опытно пе-режить любые возможности, предоставляемые данной системойве-рований. Она приносит плоды, однако плоды совсем иного рода,чем, скажем, «витальное айкидо». ЕЕ задача состоит вовсе не в том,чтобы «энергетически облапошить» незадачливого индуктора с егоже собственной помощью. Она не имеет ничего общего ни с кон-фронтацией, ни со всепрощением. Благодаря антизащите перципи- ент обретает понимание происходящего и самого себя.
Итак, применяя антизащиту в случае энергетического нападения, тоесть полностью раскрывая себя «энергетической ситуации», но не вов-лекаясь в нее витально и ментально, мы обретаем полноту пониманияситуации. Применяя антизащиту в случае витальных и ментальных на-падений, мы обретаем полноту понимания этих частей своего состава вовсей их специфике, слабых местах, пробоинах и заусеницах, мы видим,в чем наша слабость. ы видим это гораздо лучше, чем если бы попытались разобратьсяв этом сами, ведь в каждом из нас существует подсознательнаятен-денция к потаканию своим «маленьким слабостям». Во время напа-дения же «противник» нам их безжалостно показывает. Поняв, какоеэто большое счастье и удача — подвергнуться нападению — вы пой-мете, почему «воин жаждет поражения» и ищет «достойного проти-вника». То, что не убивает нас, делает сильнее.Как выработать антизащиту? Резонный вопрос, поскольку длятого, чтобы воспользоваться антизащитой, нужно ее сперва выра-ботать. Ибо нам лишь кажется, что мы обладаем осознанием, в дей-ствительности же, разомлев в теплых лучах памяти и воображения,движемся по жизни на «автопилоте» стереотипных реакций и неосознаем почти ничего — даже образов памяти и воображения.Попробуйте в экспериментальных целях соотнести только что ска-занное со своим осознанием. Попытайтесь вспомнить, когда вы впоследний раз что-то осознали?.. Много ли вы ОСОЗНАЛИ только что?...Попытайтесь осознать хоть что-нибудь в окружающей обстановке...Ну, для начала хватит.Развитие самосознания основано на методе так называемого«некритического самонаблюдения», то есть, безаналитического наб-людения своих внешних и внутренних реакций на среду в повседневнойжизни без ободрения и осуждения своих внешних и внутреннихреакций, без разделения их на «правильные» и «неправильные».(См. об этом: Бенджамин Г. Основы самопознания; Успенский П. Д.Четвертый путь; Ноколл М. Психологические комментарии к учениюГурджиева и Успенского). Для того, чтобы наблюдать свои проявле- ния, нам потребуется разотождествиться с ними.
В контексте антизащиты речь идет о способности разотождествитьсяс тремя вышеупомянутыми «оболочками» (по крайней мере, с двумя«крайними» из них — энергетической и витальной) невовлеченнонаблюдая свои эмоции — радость, печаль, гнев, страсть и т. д. исвое тоническое состояние — усталость, бодрость, напряженность,апатию и т. д. Все это мое, но это не Я. А кто Я? Скажем так... Я —это осознание. Итак: антизащита, осознание. Хозяин, Мастер, Я, мастерство осознания, — любопытная получается цепочка.
План отработки антизащиты приблизительно таков:1. Необходимо разотождествлять в случае необходимости своетони ческое и эмоциональное состояние, то есть обрести способностьбрать под сознательный контроль автоматический процесс их взаи-мообусловленности.
2. Необходимо научиться разотождествлять в случае необходи-мости свои эмоции и мысли, то есть обрести аналогичнуюспособно-сть и в данной сфере. Здесь подчеркнуто «в случае необходимости»,потому что нет никакого греха в отождествлении: просто вы должныуметь разотождествляться. Хроническое же, неконтролируемое разо-тождествление называется «шизофренией», и от нее Боже вас упаси.Далее, отработка антизащиты должна проводиться вовсе не вкритических ситуациях «психических нападений». Несколько «ост-рых опытов», конечно, помогут выявить степень своей не разо-тождествленности с «оболочками», со всей наглядностью покажутосновные задачи будущей работы с осознанием.Разумеется, выработка антизащиты — это лишь один из част-ных случаев «прикладного» развития осознания. Поскольку мыесть и продолжаем быть, то нам не остается ничего другого, кромекак продолжать осознавать наше бытие. Развивается наше бытие— развивается и сознание. Осознанно тоже можно развивать, вэтом случае, говорят, будет развиваться и бытие. Процесс развитияосознания (сознательности), сознания (сферы осознаваемости бы-тия) и самосознания, ведущий к сплавлению этих трех в одно, называ-ется йогой (См. Владимирский А. йога, психиатрия и конструктивнаяпсихология. 1983 г. —В приложении к русскому переводу книги ГарриБенджамина. Основы самопознания). Очевидно, в процесс такогоразвития неосознанно вовлечено все человечество. В нашу же за-дачу входит сознательно развивать осознание, то есть, сознательно «заниматься» йогой.
Впрочем, «Йогой» это называть не обязательно... Итак, осознание(назовем его «антизащитой») — что, впрочем, тоже не обязательно,следует развивать не в патологических условиях «психическихнападений», а в нормальных условиях повседневной жизне-деятельности, наблюдая работу «оболочек» в бытовых ситуациях и вконтактах с «обычными» людьми — положительных, отрицательных инейтральных. «Нападения» же следует рассматривать лишь в качестве тестовых ситуаций — «экзаменов» на разотождествленность.