В этой руне есть нечто такое, что очень тесно связано с предками. Кроме того, она родственна Колодцу Мимира. Когда-то Один собственноручно вырвал у себя глаз и отдал его в уплату за один-единственный глоток из Источника Мимира. Мудрость, заключенная в руне Пертро, чуть ли не вынуждает к жертвоприношению. Но для нас речь идет не о том, чтобы пожертвовать глазом или какой-либо другой частью тела, — нет, дело здесь в другом. Пертро способна утолить нашу жажду самопознания — помочь нам «найти себя», по-настоящему осознать ядро своей сущности, признать и принять то, чем мы являемся. Но само это открытие подразумевает своеобразное самопожертвование. Мы понимаем, кто мы такие и каково наше место в мире, и осознаём, что наше будущее зависит от наших поступков. И это знание само по себе вынуждает нас в дальнейшем идти определенным путем и принимать определенные решения, потому что поступить иначе в свете обретенной мудрости уже невозможно. Разумеется, жертвы далеко не всегда бывают настолько великими и страшными, как та, которую принес Один. И тому, кто заглянул в Колодец, требуемая жертва может показаться и не жертвой вовсе, а просто самоочевидной необходимостью. Посредством обычных ежедневных медитаций Пертро вам не откроется. Чтобы проникнуть в ее глубины, нужно подготовиться по-настоящему. По природе своей эта руна — очень неопределенная. Она подобна зеркалу, которому попросту некого отражать, когда в него никто не смотрится. Чтобы она ожила, нужно встать перед ней и заглянуть в нее. И то, что вы увидите в этой руне и вынесете из нее, целиком и полностью зависит от того, в каком состоянии вы будете находиться в тот момент, когда решите в нее заглянуть. Поскольку все мы постоянно меняемся под влиянием жизненного опыта, впечатлений и принятых решений, возможности, которые таит в себе Пертро для каждого отдельного человека, поистине безграничны. Более того, сама эта руна непрерывно меняется. Поэтому для работы с ней очень важно выбрать подходящий момент.
В гадании Пертро может означать, что предсказать исход исследуемой ситуации на данный момент невозможно. Возможно, вы сами еще не готовы это узнать, а возможно (и так бывает даже чаще), ни одно из вероятных направлений, в которых может развиваться ситуация, пока еще не возобладало над остальными. Будущее пока не определилось. Боги и богини, связанные с руной Пертро: Фригг, Мимир.Прочие ассоциации: вода, Источник Урд, материнское лоно, рождение, смерть, переходы, пробуждение, полынь, дурман, лабиринты, сосуды, игральные кости.
2. Из заметок в блоге Две самые сложные для толкования руны — Гар и Пертро. Гар в гадании часто означает: «Остановись! Больше никакой информации ты не получишь». Пертро тоже может выпадать в этом значении, но у меня это случается лишь тогда, когда я гадаю на одном только Старшем футарке, не используя девять древнеанглийских и нортумбрийских рун. Гораздо чаще Пертро обозначает поток вирда. Она может говорить о том, что исход или значение ситуации еще неизвестны именно потому, что нити вирда все еще пребывают в движении. То действие, которое предопределит результат, еще не совершено; тот выбор, который сведет нити в определенный узор и окончательно закрепит его, еще не сделан. В этом отношении Пертро связана с тремя норнами — древними Хранительницами Древа, могучими женами, которые закрепляют и упорядочивают узоры вирда, формируемые нашими решениями. Понятие Вирда занимает очень важное место в Северной традиции в целом и в мантической и магической работе с рунами в частности. Вирд — это причинно-следственные связи: вся совокупность решений, которые мы принимаем, выборов и поступков, которые мы совершаем в своей жизни. Отчасти наш вирд может наследоваться от предков (влияние некоторых поступков на удачу и обстоятельства жизни простирается очень далеко в будущее), но во многом мы творим его сами. Наш личный вирд — это наш орлог, наша судьба. Нити вирда связывают между собой всё и вся. Многие духовидцы, работающие с вирдом, воспринимают его как огромную сеть, паутину или гобелен; другим он видится как стремительно мчащиеся потоки. Нити вирда, спутавшиеся по нашей собственной вине или в результате действий наших предков, можно распутать; личный вирд можно и укрепить, и ослабить. Здесь все зависит от характера человека и от того, как он проживает свою жизнь. Ни в Северной традиции, ни уж, тем более, в рунической практике такого принципа, как «закон троекратного возвращения», нет и в помине. Есть только вирд и правила, по которым он определяет нас, а мы — его. И руна Пертро самым непосредственным образом связана с этими процессами.
Эта руна советует нам осознать и осмыслить, как мы взаимодействуем с миром и какого рода наследство мы оставляем после себя — не только на материальном плане, но и в вирде. Не закладываем ли мы в вирд такие нити, которые придется распутывать кому-то другому? Не создаем ли мы в вирде такие лабиринты, выход из которых придется искать нашим наследникам? Пертро напоминает об ответственности, которую мы несем перед другими людьми. Она советует нам привести свою жизнь в порядок — как на физическом, так и на духовном уровне. Эти два плана, с точки зрения, Пертро неотделимы друг от друга: вирд влияет на всё без исключения, и всё без исключения влияет на вирд. В сфере влияния этой руны нет ни мирского, ни духовного: есть только то, что стало, то, что становится, и то, что станет. Истолковать этимологию названия этой руны тоже очень трудно. Некоторые рунологи и ученые связывают его с метанием жребиев. Но лично мне эта интерпретация не нравится, потому что она подразумевает ту разновидность удачи, которая определяется превратностями фортуны, а не нашими собственными поступками. За таким толкованием стоит представление о том, что удача нам неподвластна, и хотя в некоторых случаях это справедливо, все же пресловутые кости судьбы чаще всего ложатся так, как определяют то причинно-следственные связи и ответственность, которую мы несем. Есть одно обстоятельство, которое многие затрудняются понять, а именно: люди, как мне представляется, обычно делают то, что необходимо для выживания, и в области вирда все это не несет никаких оценочных характеристик. Все, что мы делаем, — это вопрос выбора, и точка. Каждый сделанный нами выбор имеет свой вес. Но применительно к вирду это не хорошо и не плохо — это совершенно нейтрально. Всякий наш выбор влечет за собой те или иные последствия. Таков порядок вещей. Какой бы выбор мы ни сделали, мы что-то приобретаем, а что-то теряем. Бывает так, что выбор оказывается неудачным, и тогда нам приходится возвращаться на развилку и исправлять то, что еще можно исправить. Пертро призывает нас осознать этот закон жизни. «Перестаньте винить других, — говорит она, — и признайте, что туда, где вы сейчас находитесь, вас привела цепочка ваших собственных решений и выборов. Стыдиться здесь нечего. Так устроен вирд». Внимательно вглядываясь в самих себя, исследуя те схемы, по которым развивается наша жизнь, и признавая и принимая ответственность за все принятые нами решения, мы обретаем невероятно ясное понимание происходящего и получаем возможность взять свою жизнь и свой личный вирд под сознательный контроль. Мы осознаём, что в наших силах — изменить привычные модели нашего существования. И в этом — один из великих даров руны Пертро.
Перт/Пеорт: Ткачиха или Жрица Перт является в образе среброволосой женщины средних лет, облаченное в черное платье. Иногда она прядет или ткет, сидя за ткацким станком, но не спрашивайте, что и с какой целью, — она все равно не скажет (похоже, ее работа каким-то образом связана с трудами Норн или представляет собой их бледное отражение), а иногда приходит с горстью жребиев из овечьих бабок, которые в древности использовали для выбора жертв. Если вы ищете ее помощи, Перт может предложить вам выбрать жребий и посмотреть, что уготовала вам судьба. Прежде чем соглашаться, хорошенько взвесьте все «за» и «против», но не забывайте, что без риска наша жизнь — ничто. Перт — жрица, сведущая в путях Вирда и хаминьи, и она может стать бесценной помощницей для любого гадателя, особенно в случаях, когда нужно разобрать смысл какого-нибудь непонятного пророчества. Чаще всего Перт можно встретить у Источника Вирда в Асгарде, что и не удивительно; но время от времени она путешествует и к Источнику Мимира, и в другие места мудрости.
Перт, или Пеорт, — Руна Пещеры, Тайны и стаканчика для игральных костей. Она связана с Источником Вирда и может указать вам, в каком направлении тот находится. Можно попытаться с ее помощью связаться с Норнами или отыскать непосредственно Источник. Если вы хотите использовать ее как вешку для Источника, не забывайте, что в этом месте должен быть какой-нибудь водоем, и используйте Перт вместе с Лагуз. Перт чертится сложенными вместе указательным и средним пальцами, начиная с верхнего открытого угла. Цвет этой руны — черный.
Толкование Яна Фриза Пеорт — 14-я руна древнеанглийской рунической поэмы, расположенная между и . Относящаяся к ней строфа не вполне ясна и не поддается однозначному толкованию. По-видимому, означает вход в какое-то помещение или пространство, возможно, в пещеру. Древневерхненемецкие слова P(h)orta, borta означают «врата, дверь», а p(h)orzih — «чертог, палаты». Другой возможный корень указывает на горную крепость или укрепленный холм: древневерхненемецкое bergaz, древнеанглийское beorg («крепость, бург»), от индоевропейских *bergh- — «прятать, защищать», *bherg- — «укрепленная высота». Ср. немецкое Berg = «гора». Древнейшие крепости представляли собой кольцевые стены на вершинах холмов, дополнительно укреплявшиеся в военное время. — это поза человека, сидящего на корточках. Археологические данные свидетельствуют, что такую позу, подобную положению эмбриона в утробе матери, нередко придавали человеку, предназначенному в жертву богам, прежде чем удушить его и утопить в болоте. Поэтому не исключено, что «чертог», о котором идет речь в рунической поэме, — это материнская утроба, а «воин» — дитя во чреве матери. Предполагают также, что обозначает традиционную позу роженицы. Жест руны:
Толкование Квельдульфа Гундарссона Из книги "Тевтонская магия" Звук в гальдре: peh-peh-peh («пе-пе-пе», полный, округлый звук, который не следует ни обрывать, ни растягивать). Буква: P. [Ящик со жребиями] — это всегда игра и смех среди храбрых, где воины веселятся в палатах, обильных пивом.
— Древнеанглийская руническая поэма Руна Пертро, по-видимому, обозначает ящик со жребиями, что указывает на свойственную древним германцам любовь к азартным играм, однако в понятие игры здесь заложен гораздо более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Тацит писал, что германские воины, даже будучи трезвыми, могут играть в кости часами, пока один из соперников не проиграет все свое имущество и не поставит на кон собственную свободу. Если же удача отвернется от него и на этот раз, он идет в рабство добровольно, даже к тому, кто слабее его, ибо усматривает в своем поражении волю «судьбы». В этой, на первый взгляд, бесполезной и бессмысленной игре в действительности скрывается один из важнейших принципов тевтонского духовного мировоззрения: глубокое осознание того, как вращается Вирд. Если витки иногда может переписать или, по крайней мере, обойти свой личный вирд, то обычному человеку остается лишь встретить свою судьбу достойно. Так вырисовывается классический образ скандинава, смеющегося в лицо смерти, и так объясняется та огромная ценность, которую придавали «удаче» вождя или конунга: ведь очевидно, что лучше сражаться за такого человека, в вирде которого заложены успех и победа.
Пертро — руна гадания. В самой грубой и примитивной форме эту силу представляет вышеописанная игра в кости. И кости, и руны мечут одним и тем же способом, и в основе обеих практик лежит один и тот же принцип: «то, что есть» и «то, что становится» сплетены в единую сеть настолько тесно, что сама идея случайности или простого «совпадения» теряет всякий смысл. Соответственно, игральные кости открывают орлог на уровне личного везения, а руны раскрывают устройство всей этой сети в целом. [Орлог — в буквальном переводе ur-слой, или протослой, Вирда; на практике этим термином обозначался личный вирд, начертанный в Источнике. В более поздний период слово «орлог» стало обозначать магическое заклинание, чаще всего проклятие: подразумевалось, что магические воздействия тесно связаны с Источником Вирда. — Примеч. автора.] И кости, и руны выбрасывают из стакана или ящичка — земного воплощения Источника Вирда, из которого вытекают все руны, когда-либо начертанные норнами. Таким образом, метание рун основывается на магическом законе симпатии. Рунические потоки, истекающие из Источника, отражаются в резных ставах, которые выпадают из ящичка с изображенной на нем руной Пертро, руной Источника. Акт гадания — это целенаправленная попытка выявить влияние «того, что есть» на «то, что становится» и «то, чему дóлжно стать», или же попытка осознать содержимое Источника во всей его полноте. Источник Урд — это активная часть всего Источника в целом; это сила, совершающая выбор; но в этом выборе она далеко не всегда основывается на Источнике Мимира, хранящем все «то, что есть». Имя «Мимир» схоже с именем первовеликана Имира, но разница между ними все же есть. Первое начинается с Манназ, руны мысли и памяти, и Исы, руны сознательного «я», а второе — с руны Йера, символизирующей естественный, бессознательный процесс. Таким образом, Мимира можно рассматривать как олицетворенное самосознание космоса. Миф о том, как Один отдал свой глаз за глоток воды из Источника Мимира, станет понятен, как только мы осознаем природу самого этого Источника. Поглотив и усвоив осознание «того, что есть», Один преобразил свое зрение так, чтобы видеть не только развивающееся «настоящее», каким видит его большинство, но и всю структуру потайных, глубинных слоев, которые скрываются под слоем «настоящего» и определяют его формирование. Это третий корень силы Одина: в результате инициации на Иггдрасиле (Эйваз) Один добыл сами руны, благодаря поэтическому вдохновению Одрёрира (Ансуз) — научился использовать их в гальдре, а благодаря глотку влаги из Источника Мимира (Пертро) — постиг, как действует Вирд, приобрел способность изменять его и предвидеть, к чему приведут его поступки. Пертро толковали также как символ могильного кургана, а курган, по свидетельству Баушатца, тесно связан с Источником Вирда, поскольку и в том, и в другом хранятся тайные «сокровища» прошлого.