2. Из заметок в блоге Главное божество этой руны — Фрейр, но время от времени в связи с ней дают о себе знать Сив и Тор, а иногда — даже Локи. Эта руна очень тесно связана с природными ритмами и сменой времен года. Полагаю, именно по этой причине в руках опытного мастера она позволяет установить контакт даже с богиней Идунн. Йера помогает удерживать и развивать тонкую нить жизненной силы, энергии роста и неуклонного движения вперед и вверх. Йера — руна природных циклов. Как я уже писала в своей книге, при мысли о ней мне всегда вспоминается стих из Екклесиаста — «Всему свое время…». У наших предков не было супермаркетов. Чтобы не умереть с голоду, им приходилось внимательно следить за сменой времен года и действовать в согласии с природными ритмами. Времена года и погодные условия постоянно меняются, но это не значит, что предсказать их невозможно. Основа руны Йера — ритм и цикличность. Когда она выпадает в гадании, это нередко означает, что в жизни кверента начинается новый цикл или что остается лишь подождать, пока старый цикл закончится и начнется новый. Йера советует набраться терпения и уделять осознанное внимание мелочам. Относительно тех событий, управлять которыми мы не можем, эта руна говорит: «Позаботься о том, чем ты все-таки можешь управлять: о самом себе, о своем поведении, о своих реакциях, о той ответственности, которую ты несешь. Сосредоточься на этом, а в остальном пусть все идет, как идет». В данном отношении Йера — это руна самодисциплины и самоконтроля. Ваша задача — засеять поле и позаботиться о всходах, а в остальном урожай вызреет сам. Йера — глубоко естественная, природная руна. Дух ее теснейшим образом связан с циклами земли. Однажды Йера пришла ко мне под аккомпанемент мощного, гулкого, глубинного ритма — казалось, будто у меня под ногами пульсирует сама земля. Этот ритм настроил меня на биение силы в живом семени, на стремление ростка разорвать свою оболочку и пробиться сквозь почву вверх, к солнцу, воздуху и дождю. Все это — тоже часть руны Йера. Да, она может советовать нам терпеливо ждать, но нельзя сказать, что Йера — руна неподвижности. Один заядлый садовник как-то сказал мне: в пригоршне почвы — больше жизни, чем в большом городском квартале. Все в ней живет и движется, толкается, суетится, растет, перемещается и преображается. Все в ней исполняет свое предназначение. И Йера — это руна роста и распада, руна циклического развития. При мысли о ней мне видится земля, кишащая дождевыми червями, и компост, и распад всего, что мнило себя бессмертным. Дух этой руны посмеивается над нашим высокомерием и гордыней, над всеми теми, кто, подобно озимандии, возомнил себя владыками этого мира и вообразил, что будет править вечно. Йера только усмехается и идет дальше своим радостным путем — идет заниматься не нами, а тем, что важно по-настоящему.
Эта руна расставляет все по местам. Она наводит порядок. Обычно она действует мягко, но в самой этой мягкости чувствуется сила неотвратимого предназначения. Как заметил по поводу этой руны мой друг Кеназ, «времена года сменялись задолго до того, как на сцену вышел род человеческий, — и продолжат все так же сменяться после того, мы уйдем. Весенний дождь идет не для нас; и только от нас зависит, обернем ли мы его себе на пользу или в убыток». Такова Йера. Йера тесно связана с циклами человеческой жизни, но, в то же время, полностью отрешена от них. Она управляет этими циклами и, хотим мы того или нет, они будут продолжаться всегда. Во многих отношениях Йера — это клей, скрепляющий все сущее. Кеназ Филан верно соотносит ее с космическими, планетарными и природными циклами (и в этом смысле Йера теснейшим образом связана с Дагаз). Йера — неизбежность постоянных перемен. Она действует относительно мягко, но это потому, что она необыкновенно «органична»: она следует естественным потокам и движется вместе с ними. Нередко от нее можно услышать совет: «Терпи. Все, чтосейчаснужно, — этодотерпетьдоконцатекущегоцикла. Есливыдержишь, то, возможно, соберешьбогатыйурожай. Терпи. Все течет, все изменяется, и все продолжает расти — даже тогда, когда кажется, что все рушится». В раскладе Йера — показатель связи между различными явлениями. Как указывает Кеназ Филан, когда выпадает Йера, необходимо обращать внимание на окружающие руны. Йера в гадании может означать, что поворот колеса, смена караула, переход на новую ступень неизбежны. В нашей жизни — обыденной или духовной — постепенно начинается новый этап. Перемены, о которых говорит Йера, произойдут непременно, хотим мы того или нет. Солнце взойдет или зайдет, одно время года сменится другим, черви съедят мертвое тело, а компост станет пищей для новых всходов. В духовной жизни тоже есть такие циклы, которые начинаются и заканчиваются независимо от наших личных желаний. Йера заботится не о нас как индивидах, а о тех процессах, которые происходят с нами и вокруг нас и частью которых мы являемся.
Йера — руна паттернов и структур. Она может открыть доступ к нитям вирда: работа с Йерой превосходно развивает чувствительность к его строению и потокам. Вирд — это цикл циклов, структура структур, и Йера самым прямым и непосредственным образом связана с его великой сетью. Кроме того, если работать с этой руной, воздавать ей почести и медитировать на нее, она может даровать утешение после смерти близкого человека, завершив период горевания. Показывает нам взаимосвязи всего сущего и циклы, в которых вращается всё на свете, Йера напоминает о том, что на самом деле ничто не заканчивается и не исчезает бесследно: все только движется, развивается и преображается.
Йера/Джер: Крестьянка Йера всегда приходит с какими-нибудь сельскохозяйственными орудиями — с палкой-копалкой, мотыгой, лопатой, молотильным цепом, корзиной, в которой веют зерно, или мешком семян, которые она вскоре бережно посадит в землю. Она является в образе зрелой женщины с мозолистыми руками и потемневшим от солнца лицом, в прочной рабочей одежде. Волосы она заплетает в косу, чтобы они не мешали Работе. Собственно, Йера и есть Работа; она — Труженица, самая работящая и усердная из рун. По ее мнению, нельзя оставлять ничего на волю случая. Все, что стоит иметь, необходимо заслужить; и нет ничего слаще, чем в должный срок пожинать заслуженные плоды свои усилий. Силы и время, которые мы потратили на достижение результата, — вот истинная мера его стоимости. Однако трудится она не только из чувства долга. Йера всем сердцем любит землю, которую возделывает; она живет в согласии с циклами погоды и времен года; и она помогает нам понять, что и простой физический труд тоже может быть священным. Из Девяти миров она больше всего любит Ванахейм, где почва самая плодородная, где вращение Колеса Года ощущается полнее, чем где бы то ни было и вся земля разделена на любовно возделанные участки, словно лоскутное одеяло, сшитое руками заботливой хозяйки.
Йера, или Джер, — Руна Урожая, открывающая самый простой и быстрый путь в Ванахейм. Из нее получается прекрасная вешка для этого мира, полезная в тех случаях, когда вам не удается туда добраться другими путями. Можете начертить ее в воздухе или же, если вы совершенно запутались и потеряли ориентацию в пространстве, — нарисовать на земле и встать на нее: так она притянет не вас к Ванахейму, а Ванахейм — к вам. Чертится Йера большим пальцем сверху вниз, как две буквы V; если же вы хотите использовать позднюю версию этой руны, проведите вертикальную линию снизу вверх, а затем добавьте ромб, начав от верхней точки. Цвет Йеры — зеленый.
Толкование Яна Фриза Джер — руна, связанная с земледелием. В связи с ней стоит вспомнить о «неолитической революции» — о тех бытовых и мировоззренческих переменах, которыми сопровождался переход кочевых племен к оседлому образу жизни. Век охотников и собирателей сменился эпохой крестьян. Индоевропейские корни *ger- («собирать»), *gher- («хватать, окружать, ограждать») и *ar- («соединять друг с другом») дали начало множеству новых слов — таких, как древнеисландские jarða («погребенный, закопанный»), jarðriki («земля, царство земное») и gardr («поселение», «сад»), древневерхненемецкие gard, gardo («сад», «круг», «чин») и древнеанглийское geard («огражденный участок», «страна», «сад»). Вспоминаются «Асгард» («страна асов»), Мидгард («срединная земля») и Утгард («внешняя земля»). Возможно, — это не что иное, как ограда поля. Для крестьянина земля была источником в самом прямом смысле слова. Охотник и собиратель полагаются на удачу, ловкость и подвижность, а крестьянин — на терпение и выносливость, порядок и способность планировать на будущее. Землю разделяют на участки, обрабатывают, защищают и передают по наследству, а это требует новых определений закона, порядка и собственности. Земля приносит плоды. или можно рассматривать также как образы семян и прорастающих из них колосьев. Далее в игру вступает фактор времени. В свой срок семена прорастают и превращаются в зрелые растения: древневерхненемецкое garo и древнеанглийское gearn (от индоевропейского *garwa-z-) означают «завершенный, зрелый, готовый». Сезон завершения природного цикла — осень — по-немецки называется Herbst, и это слово этимологически связано с английским harvest — «урожай». Само понятие года (древневерхненемецкое jar, древнеанглийское gear, древнескандинавское ar) связывалось с порой сбора урожая (древнескандинавское arnot). Кельтское слово airem означает «пахарь». Дух, благословляющий землю, на древнеанглийском языке называлсяerce, что тесно связано как с именем богини земли Герд, жены бога плодородия Фрейра, так и с именем Йорд/Фьоргюн (самой Земли), первой жены Одина.
Иногда эту руну изображают в упрощенном виде — как или . В этой форме она называется «Ар» (ar) и связывается с богом солнца, с ариями (индоевропейцами) и с сомнительным божеством по имени Ара Хари — солярным богочеловеком, которого «открыли» (а точнее, вывели на чисто идеологических основаниях) нацистские историки. Впрочем, многие историки подтверждают, что индоевропейские народы вели оседлый образ жизни в патриархальных общинах, занимались земледелием и скотоводством и поклонялись солнечным богам. Оккультисты называют этот период «эоном Осириса», а Осирис/Усир/Асар — это, по сути своей, бог зерна. В пору жатвы его убивают; после снятия урожая поле выжигают огнем (Сет); в пору сева части тела убитого божества (семена) разбрасывают по земле, и из земли возрождается новая жизнь. Центральную часть мифа о солярном герое составляют смерть и воскресение; плоды — это тоже жертвоприношение.. Жест руны:
Толкование Квельдульфа Гундарссона Из книги "Тевтонская магия" Звук в гальдре: yyyyyyyyyy(«ййййййййй», как в английском слове year). Буквы: J, Y (в чисто германских языках, таких как немецкий и древнескандинавский, Jвсегда произносится как Y). [Урожай] — надежда людей: если дозволит бог, святой небесный владыка, земля принесет плоды и знатным, и бедным. — Древнеанглийская руническая поэма [Урожай] — для людей прибыток; говорю, что Фроди был щедр. — Старонорвежская руническая поэма [Урожай] — всем людям прибыток, и доброе лето, и спелая нива. — Древнеисландская руническая поэма Знаю десятое, — если замечу, что ведьмы взлетели, сделаю так, что не вернуть им душ своих старых, обличий оставленных. — «Речи Высокого», 155
Форма руны Йера наглядно показывает, как древние германцы представляли себе смену и взаимоотношения времен года, особенно в связи с методами земледелия. Тевтонский год подразделялся не на четыре, а всего на два сезона — зиму и лето, которые непрерывно взаимодействовали между собой. Урожай, собранный летом, — это пища на зиму. В начале зимы следовало посеять семена, чтобы те пролежали под землей до следующего лета и взошли колосьями. Название руны, которое буквально переводится как «год», означает не только год как единицу времени, но и год благоприятный, урожайный, — такой, в который пахота сев, уход за полями и жатва в точности согласуются как с внешним «расписанием» времен года и переменчивых погодных условий, так и со внутренними сроками развития самих растений. Здесь очевидна связь между рунами Райдо и Йера: Йера, как и Райдо, — руна солнечного цикла, только не суточного, а годового. Альтернативная форма этого става, , аналогична варианту руны Ингваз: она изображает мужские половые органы во всей их полноте (в отличие от Ингваз из Старшего футарка, изображающей половые органы кастрированного мужчины). Это символ одной из функций бога Фрейра в процессе творения: Фрейр здесь предстает как Владыка Мира. Модель циклического развития по природе своей «женственна», но в этом символе она сочетается с «мужественной» прямой линией — мужской силой Фрейра, необходимой для воплощения этой модели в жизнь. Прямая линия, пересекающая окружность, представляет еще один из вариантов взаимодействия противоположностей — общего принципа, на котором основана руна Йера.
Эту руну можно рассматривать как своего рода «тевтонский инь-ян» — символ, в котором огонь (лето) и лед (зима) сосуществуют не как враждующие, а как взаимодополняющие противоположности. Огонь и лед стремятся уничтожить друг друга только в своих стихийных, «сырых», первобытных формах. Йера же обозначает их благотворное взаимодействие в круге Мидгарда, где эти первозданные стихии проявляются в смягченных, производных формах — как вода, воздух и земля. От восточного символа инь-ян Йера отличается тем, что единство противоположностей предстает в ней не как круг, а как спираль, в которой каждый новый виток означает новый этап развития целого. Эта идея связана с представлением о том, что каждое действие или событие основано на прошлых событиях и действиях и определяется ими: спираль, в отличие от круга, не дает возможности вернуться к началу. Йера символизирует процесс бесконечного циклического развития и благотворных перемен, в наивысшей своей форме предстающего как рост «зерна», посеянного в человечестве богами, — как постепенное восхождение на тот уровень мудрости и силы, на котором находятся наши божественные родичи. Йера — это естественное развитие духовного сознания, которое невозможно ускорить или направить силой. Это руна терпения и осознания, движения в гармонии как со своими внутренними переменами («семя»), так и с переменами в окружающем мире («времена года» и «погода»). Йера не сулит мгновенного вознаграждения: это руна масштабного планирования и повседневной работы, необходимой для реализации наших планов и замыслов. В магии эту руну используют для того, чтобы воля мага исполнилась естественным путем: такой способ воплощения замыслов почти всегда более эффективен и благотворен, чем резкие насильственные воздействия на «неподготовленную почву», хотя на него и уходит больше времени. Как и Наутиз, Йера связана с изначальным значением слова «вирд» — «вращать»; но если Наутиз — это сила вращения, действующая в обход вирда или противодействующая ему, то Йера — это сила вращения в согласии с потоком вирда, производящая постепенные и неявные перемены, плоды которых проявляются далеко не сразу.